О проекте

Для проекта было отобрано пять каменных столешниц с мозаиками из фонда художественной мебели ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эти столешницы ранее не изучались и не экспонировались в музее.

Цель проекта — научная обработка группы мозаичных столешниц, уточнение их атрибуции и происхождения, а также реставрация и консервация памятников.

Итогом проекта станут публикации и выставка, посвященная результатам реставрации. Кроме того, рассматривается возможность включения этих предметов в постоянную экспозицию музея.

По мере работы над проектом информация на сайте будет дополняться.

Происхождение мозаичных столешниц

Пять столешниц с каменными мозаиками поступили в ГМИИ им. А.С. Пушкина в составе так называемых перемещенных ценностей после окончания Второй мировой войны. Никаких дополнительных сведений о предыдущем месте нахождения этих предметов в документах поступления указано не было. В 2018 году были предприняты попытки найти информацию, которые увенчались успехом и привели к запуску этого реставрационно-исследовательского проекта.

Благодаря дополнительным учетным номерам в сохранившихся архивных списках в отделе рукописей ГМИИ удалось найти пометку, сделанную хранителем Е.И. Ротенбергом, принимавшим ценный груз из Германии в июле — сентябре 1946 года. Он записал на полях, что прибывшие ящики предположительно содержат коллекцию дрезденского Исторического музея [Рюсткамеры. — И. С.], а в некоторых могут быть предметы из Зелёной кладовой [Зелёных сводов. — И. С.] и Собрания фарфора. Уточнить можно было только после распаковки, но ни в списках, ни в последующих документах приема не было сделано никаких пометок.

Появившиеся зацепки привели на международный сайт www.lostart.de, где опубликована часть памятников, утраченных или перемещенных во время нацистского режима и вследствие Второй мировой войны. К сожалению, на этом ресурсе произведения декоративно-прикладного искусства нередко опубликованы без фотографий, что делает сопоставление наименования и фактического предмета практически невозможным. Но нам повезло, в списке поиска Музея «Зелёные своды» были размещены фотоснимки двух из пяти столов со столешницами, находящихся в ГМИИ. Остальные три удалось легко сопоставить с представленными описаниями по размерам и некоторым особенностям в изображенных сюжетах.

Согласно инвентарю Зелёных сводов 1879 года, мозаики экспонировались в Каминной комнате. В путеводителе 1839 года «Le Grüne Gewölbe à Dresde, ou Trésor Royal d’Objets Précieux» о так называемых флорентийских мозаиках, в том числе о столах, написано, что это великолепные и сложнейшие произведения искусства, но более о них ничего не известно.

Зелёные своды (Grünes Gewölbe) — это сокровищница саксонских правителей, одна из самых знаменитых и роскошных кунсткамер. История коллекции началась в 1560 году, в течение нескольких столетий она активно пополнялась лучшими произведениями из разных уголков Европы. Зелёные своды, прежде доступные для осмотра только узкому кругу правителей и вельмож высшего ранга, в 1729 году стали первым открытым музеем-сокровищницей в мире.

В 1938 году для сохранения коллекции Зелёных сводов сотрудники музея вывезли все собрание за пределы Дрездена — в крепость Кёнигштайн. Почти тот же путь проделало собрание Дрезденской галереи. 14 мая 1945 года Советская армия перевезла полностью коллекцию Зелёных сводов из крепости Кёнигштайн во дворец Пильниц. Затем практически все, что находилось в Пильнице, было отправлено в СССР. Ввиду особой ценности собрание сначала попало в Народный комиссариат финансов, а затем было распределено между несколькими учреждениями. В ГМИИ из Зелёных сводов поступило около 2,5 тыс. произведений искусства.

Как известно, в 1958 году СССР вернул ГДР 1,6 млн предметов, из них 600 тыс. в Дрезден (ранее, в 1955 году, было возвращено 750 произведений искусства Дрезденской галереи). В частности из фонда мебели ГМИИ было передано 120 предметов, из них 44 — в Зелёные своды. Можно предположить, что то, что случайным образом осталось в Пушкинском музее, не было отражено ни в одном из списков, с которыми работали при передаче коллекций представители немецкой и советской сторон (не исключено, что полных списков не было вообще). Или же в списках могли быть указаны столы, чего по факту не было, так как из Пильница были вывезены только плиты с каменными наборами.

К сожалению, при сложнейшей транспортировке и из-за хранения в течение долгого времени в неотапливаемых помещениях и на улице все столешницы рассохлись, клеевые соединения мозаик и их основ оказались повреждены, а две столешницы ко всему прочему были разбиты. Согласно акту распаковки и осмотра № 47 от 18 сентября 1946 года в ГМИИ, разбитые столешницы были в двух разных ящиках, по поводу каждого комиссией было оставлено следующее замечание: «В [поящичной] описи НКФ не значится, что крышка разбита. Необходимо отметить, что упаковка данного ящика была неудовлетворительной: планки, закрепляющие крышку, слишком тонки и плохо прибиты, стружки было мало».

Все вышеизложенные факты — это только начало работы по восстановлению всей истории бытования пяти великолепных мозаик, которые волею судеб мы с честью теперь храним и в дальнейшем планируем показать широкой публике.