О реставрации

Узнать больше о реставрации можно здесь

Подготовка поверхности столешницы к укреплению

В ходе предварительных исследований было выявлено, что более 85% поверхности мозаичного набора находится в стадии отслоения. Из-за деструкции мастики под ним образовались многочисленные пустоты. Для укрепления набора было решено проклеить выявленные пустоты. После составления картограммы состояния сохранности был изготовлен «кондуктор» — лист прозрачного оргстекла толщиной 5 мм в размер столешницы. В местах отслоения мозаичного набора, в зонах черного мрамора через «кондуктор» было проведено сверление отверстий диаметром 1 мм.

Маркировка отверстий и подведение клея

Просверленные отверстия были маркированы. Для проклейки пустот были установлены пластилиновые валики, обеспечившие подачу клея в процессе вакуумации. Пустоты столешницы заполнялись специальным клеем с помощью шприцев с тонкими иглами.

Вакуумирование столешницы

Для обеспечения максимального заполнения пустот столешница была помещена в специально изготовленную вакуумную камеру. Вакуумирование осуществлялось поэтапно. В процессе ступенчатой вакуумации клей заполнил все мелкие пустоты.

Проклейка поверхности столешницы

Для заполнения даже небольших по площади клеевых отслоений и укрепления швов в мозаичном наборе на поверхность помещенной в вакуумную камеру столешницы был нанесен слой клея. После этого столешница была вновь отвакуумирована.

Удаление остатков клея с поверхности флорентийской мозаики

Остатки жидкого клея были удалены с поверхности при помощи сухих бумажных салфеток.

Изготовление лазуритовых сердечек взамен утраченных

Все четыре угла столешницы имели сильные повреждения: полностью утрачено одно сердечко, другое сохранилось на 40%, у двух оставшихся утрачены детали канта из желтого сиенского мрамора. Для восстановления утраченного сердечка был подобран лазурит, по цвету и качеству соответствующий оригинальному. Изготовленный шаблон наклеивался на поверхность специально подготовленной лазуритовой пластины. На подрезном станке заготовке была придана необходимая форма. К остальным деталям сердечек были изготовлены утраченные элементы из лазурита и сиенского мрамора.

Установка лазуритовых сердечек

Три сохранившихся сердечка с восстановленными частями канта из сиенского мрамора и детали из лазурита, а также одно вновь изготовленное сердечко устанавливались на историческое место с использованием отколерованного клея. Особое внимание уделялось совмещению поверхностей восстановленных деталей с поверхностью столешницы.

Мастиковка стыков и сколов

Места соединений восстановленных и оригинальных частей столешницы мастиковались колерованным клеем. Для выравнивания поверхности на нанесенный клей была положена лавсановая пленка. Пленка разглаживалась при помощи шпателей таким образом, чтобы все воздушные пузыри выдавились из-под нее, а уровень оставшегося под пленкой клея был не выше чем 0,2 мм над уровнем мозаичного набора. Крупные сколы на бортовой части столешницы, а также сколы на углах восстанавливались по аналогичной методике.

Заделка технологических отверстий

Оставшиеся после укрепления поверхности столешницы технологические отверстия заполнялись колерованным клеем. Для улучшения адгезии клея существующие отверстия были повторно просверлены на глубину 0,5–1,0 мм. Затем при помощи тонкой иглы в каждое отверстие была помещена капля колерованного клея. Поверхность заделки тщательно выравнивалась.

Восстановление окраса каменного фона столешницы

Для восстановления равномерного окраса каменного фона флорентийской мозаики на поверхность столешницы было нанесено льняное масло, отколерованное сухим пигментом «сажа газовая». Остатки масла удалялись с поверхности с помощью бумажных салфеток.