Породы и минералы

Породы и минералы, использовавшиеся в мозаике pietre dure, на примере столешницы с изображением фруктов, цветов и птиц

Камнерезы Мастерской великого герцога искусно использовали природные вариации цвета и текстуры минералов, чтобы показать игру света и тени, подчеркнуть неоднородность окраски плодов, цветов и растений, а также ритмичность окраски представителей животного мира. В конце XVII столетия количество минералов, описанных Агриколой еще в середине XVI века, ограничивалось 80–100 видами (на сегодняшний день открыто 5593), из которых далеко не все по свойствам подходили для камнерезных работ. Да и не находилось достаточного их количества. Однако при взгляде на мозаику создается впечатление богатого разнообразия материалов. Несмотря на красочную гамму, в действительности было использовано весьма ограниченное количество минералов.

Кристалл кальцита

Кристалл кальцита

Кристалл арагонита

Кристалл арагонита

Гастропода

Гастропода

Кристалл кварца (горного хрусталя)

Кристалл кварца (горного хрусталя)

Кристалл аметиста

Кристалл аметиста

Одним из ключевых составных элементов мозаики является кальцит. Это карбонат кальция (CaCO3) — основной минерал известняков и мраморов — осадочных и метаморфических горных порода, а также «строительный материал» раковин моллюсков. В монокристаллическом виде кальцит не использовался в мозаике ввиду своей низкой твердости (3 по шкале Мооса) и совершенной спайности по ромбоэдру — способности кристалла раскалываться в трех направлениях. Однако и известняки, и мраморы обладают повышенной твердостью (до 4), изотропией (однородностью) камнерезных качеств и широко распространены в Италии, в частности в Тоскане. В мозаике для фона использован классический черный мрамор (Noir Belge), добывавшийся в нескольких регионах Бельгии. Этот материал известен со времен Древнего Рима; благодаря своему бархатистому черному однородному цвету и сильному блеску он широко применялся для изготовления мозаик pietre dure в Мастерской Медичи. Его можно увидеть в инкрустациях Тадж-Махала, в крупных декоративных формах — вазах, каминах, скульптурах, в облицовке пола в различных зданиях во Франции (Версальский дворец), Бельгии и США. Подавляющее количество зеленых и оливковых листьев, а также черешков, деревьев, кустарников и цветов в периферийной части столешницы вырезаны из мрамора местного сорта Verde dell’Arno. Сиенский оранжево-желтый доломитовый известняк (Siena Gialo) использован в оторочке декоративных элементов — сердечек и ромбов по периметру столешницы, а также в тонких лентах, отделяющих внутреннюю часть от внешней. Одна из разновидностей мрамора — мраморный оникс — имеет полосчатую текстуру и обладает декоративными качествами: он виден в изображении панциря улитки, тельцах некоторых насекомых. Нередко мраморы и мраморизованные известняки содержат остатки ископаемой флоры и фауны — подобные элементы с окаменелым кораллом можно увидеть и в мозаике (усики мотыльков). Полностью органогенным карбонатом кальция — внутренними фрагментами морских моллюсков-гастроподов — инкрустировано множество элементов мозаики: оперение попугаев и других птиц, лепестки и бутоны цветов граната, тюльпана, гвоздики. Характерное свилеватое строение, муаровые окраски и люминесценция в ультрафиолетовых лучах позволяет с точностью это определить.

Кремень рисунчатый, полированный спил

Кремень рисунчатый, полированный спил

Опал

Опал

Халцедон

Халцедон

Агат тонкополосчатый, полированный спил

Агат тонкополосчатый, полированный спил

Агат халцедоновый, полированный спил

Агат халцедоновый, полированный спил

Агат, полированный спил

Агат, полированный спил

Агат сердолик, полированный спил

Агат сердолик, полированный спил

Агат, полированный спил

Агат, полированный спил

Агат тонкополосчатый, полированный спил

Агат тонкополосчатый, полированный спил

Агат брекчиевидный, полированный спил

Агат брекчиевидный, полированный спил

Агат сердолик в кварцево аметистовой жеоде, полированный спил

Агат сердолик в кварцево аметистовой жеоде, полированный спил

Сердолик, полированный спил

Сердолик, полированный спил

Второй по распространенности материал столешницы — это кварц. Помимо крупнокристаллических разновидностей — аметиста и бесцветного кварца (горного хрусталя) и скрытокристаллических — халцедона и агата, это основной минерал яшм — микрокристаллических пород, состоящих из кварца и смеси глинистых минералов, придающих им цвет и, таким образом, разнообразие текстур. Кремень — природное минеральное стяжение кремнезема в осадочных горных породах (известняках) — также состоит из скрытокристаллического кварца с примесью опала — аморфного SiO2; помимо прочности, кремень может демонстрировать плавные цветовые переходы, возникающие в результате пропитки окислами различных металлов и, как следствие, появления диффузионной текстуры, называемой «кольцами Лизеганга».

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма дендритовая, полированный спил

Яшма дендритовая, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Яшма, полированный спил

Цветовая гамма яшм состоит их бело-бежево-красных, иссиня-бордовых, зеленых и коричневых оттенков. Главное преимущество яшм — фантастическое разнообразие текстур, которые, будучи подобраны должным образом, создают впечатление природной живописи. На данной столешнице видны брекчиевидные яшмы в бело-красных лепестках вечерницы, зелено-бело-коричневых листьях цветов жасмина арабского, коричнево-красных ветках плодовых деревьев, как бы «растущих» из углов столешницы к центру, в спинке змеи-полоза, оранжево-зеленом засохшем апельсине, фиолетово-бордовом инжире. Для инкрустации плода граната, цветоложа и чашелистиков цветов граната была взята сицилийская оранжево-красная яшма Diaspro di Sicilia. Рисунчатая яшма в оранжево-коричневых тонах использована для листьев цветов ипомеи. Невооруженным глазом эта яшма почти неотличима от мраморных листьев сливового дерева — так искусно подобран природный рисунок камня. Полосатые брюшки и грудь насекомых — некоторых мух, ос, мотыльков, а также крылья саранчи, тельца гусениц сложены из полосчатой яшмы и агатов. Тонкополосчатые невесомые крылья мотыльков, мух и бабочек изготовлены из серо-белых, иногда с красными всполохами агатов. Ярко-красные, пятнистые плоды кизила мужского и оранжевого боярышника азароль, по-видимому, вырезаны из агата Sabina. Белые с желтоватым, розоватым и сероватым оттенками лепестки цветов жасмина, вишни, гибискуса, кизила, нарцисса, тюльпана, шиповника, апельсина, гвоздики, гиацинта, жимолости, а также желто-оранжевые плоды вишни, сливы, яблони, груши, лимона, айвы, персика исполнены в основном из халцедона Вольтерры (Calcedon di Volterra) — района, славящегося добычей белоснежного гипса-алебастра. Прозрачные, желто-оранжевые разновидности халцедона — сердолика представляют сочные плоды черешни, цветок лилии кудреватой, крылья мухи-журчалки.

Для придания цвета бледноокрашенным прозрачным материалам и усиления их внутреннего отражения под них при изготовлении мозаик подкладывали металлическую фольгу. Эта столешница — не исключение: фольгой покрыта обратная сторона ягод вишни из халцедона, слив из аметистовидного кварца. Нередко для усиления интенсивности цвета фольга подкрашивалась: там, где краска со временем исчезла, видно, что фиолетовая слива приобрела окраску природного аметиста, в котором зоны роста бесцветного горного хрусталя сменяются зонами фиолетового аметиста. Для плодов сливы и ягод винограда был использован блочный агрегат аметиста, фрагменты жеод, что хорошо читается по направлению роста и ориентировке кристаллов кварца. Кварц — один из самых твердых материалов, отобранных для данной столешницы. Нельзя не отметить высокое искусство мастеров, обработавших такой непростой материал: он твердый, заметно крошится, но, тем не менее, края плодов обработаны идеально и вписаны один в другой с минимальными зазорами. Кварц также частично заполняет объем зеленокаменных яшм, так называемых Diaspro di Barga, неоднородных как по цвету, так и по текстуре, которыми выложены листья цветов гибискуса и вьюнка в центральной части столешницы. Вероятно, термин Barga включает в себя как собственно яшмы, так и иные твердые горные породы (pietre durе) зеленого цвета. Эти неоднородные по текстуре породы, в которых пятнами, блоками и полосами расположены волокнистые и чешуйчатые агрегаты сложных минералов-силикатов — амфиболов, серпентинов, слюд, — «пропитанные» кварцем. По минеральному составу и наследованной текстуре эта породу можно отнести к листвениту.

Нефрит

Нефрит

Лазурит, спил

Лазурит, спил

Кристаллы пирита

Кристаллы пирита

Рибекит, полированный спил

Рибекит, полированный спил

Обсидиан (вулканическое стекло)

Обсидиан (вулканическое стекло)

Гранат альмандин, агрегат кристаллов в породе

Гранат альмандин, агрегат кристаллов в породе

Зерна граната альмандина в породе

Зерна граната альмандина в породе

Яркий, изумрудно-зеленый материал был, очевидно, редок. Им инкрустированы несколько плодов незрелого миндаля и часть срезов стеблей — жасмина многоцветного и розовой гвоздики. Как и предыдущий материал, он имеет пятнистую текстуру — от белого оттенка до травянисто-зеленого. Это так называемый смарагдит — изумрудно-зеленый минерал актинолит. Слово «смарагдит» происходит от древнегреческого Σμάραγδος и означает «зеленый минерал». Такой плотный агрегат зеленого актинолита с белоснежными пятнами классифицируется как нефрит. Нефрит — чрезвычайно вязкий минерал, обладающий исключительной прочностью, но сложный в обработке. Помимо этого, природные проявления смарагдита крайне редки, это могла быть случайная находка на любом асбестовом месторождении. Однако часто встречаются случаи импорта редких минералов из других стран. Один из самых ярких примеров такого привозного для Европы материала — персидский ярко-синий лазурит. Добыча лазурита известна в Афганистане (провинция Бадахшан, месторождение Сар-э-Санг) с IV века до н.э. Начиная с III века до н.э. лазурит перевозился по Великому шелковому пути, той его части, которая называлась «Лазуритовый путь» — из предгорий Памира до стран Ближнего Востока и далее на запад. Этот самоцвет был экзотикой в Европе: ничего подобного по цвету здесь не находили. Добыча камня происходила на высоте 4–5 тыс. метров над уровнем моря, перевозка занимала долгое время, поэтому неудивительно, что этот редкий самоцвет, а также источник сырья для синей минеральной краски ценился на вес золота. Считается, что самый качественный лазурит — однородного темно-синего цвета, почти без включений иных минералов. Такие фрагменты видны по краям столешницы — в геометрических орнаментах с сердечками и ромбами. Типичные включения в этом лазурите — ярко-желтые с металлическим блеском кристаллы пирита, который часто путают с золотом. На смысловой же части столешницы голубые цветы (ипомея, гиацинт, василек) и часть оперения птиц (обыкновенная лазоревка, сине-красный лори, голубая сойка и кардинал) инкрустированы неоднородным бледно-голубым лазуритом. При детальном рассмотрении выяснилось, что лазурит находится в ассоциации с белесыми содалитом и кальцитом и также содержит малочисленные включения кристаллов пирита. Использование подобного неоднородного лазурита подчеркивает природные объемные формы цветов и птиц, создает иллюзию ветра.

Синевато-сизые с произвольными разводами цветы вьюнка вызывают интерес необычной окраской и тем, что редко встречаются в изделиях, подобных исследуемому предмету. Пробы не были отобраны ввиду завершенных реставрационных работ, а имеющийся арсенал методов исследования позволяет лишь сузить круг предполагаемых материалов. Цвет и струистая структура камня наводят на мысль о некристаллическом и, возможно, искусственном материале, например, стекле или обсидиане. Однако редкость использования в изделиях Мастерской великого герцога говорит о том, что это материал штучный, чего о стекле сказать нельзя. Известен подобный материал и в природе — кремень из долины реки Арно — Selce dell’Arno; цветовые разводы как раз характерны для диффузионной пропитки кремней, а синевато-серый цвет известен и в других проявлениях минералов, однако оттенки цветовой палитры не совсем соответствуют материалу цветков вьюнка. Наконец, по цвету и структуре угадываются синевато-серые с зеленоватым надцветом минералы группы щелочных амфиболов, «пропитанные» кварцем, — рибекит, арфведсонит. Отметим, что неподалеку от Флоренции, в провинции Гроссето (коммуна Монте-Арджентарио) известно старинное проявление рибекита, который имеет название «голубой мрамор». Однако кварцевая пропитка этого материала позволяет определять in situ только лишь кремнезем, что соответствует кремню, халцедону, а также стеклам.

Доминанта композиции — приоткрытый плод граната с выглядывающими из-под кожуры ровными темно-красными зернами одноименного минерала. Группа граната насчитывает более 15 минеральных видов, здесь же был использован самый распространенный — альмандин Fe32+Al2[SiO4]3. Он широко распространен в метаморфических породах, образует достаточно крупные и прозрачные кристаллы от темно-красного до вишнево-фиолетового цвета. Альмандин описан в трудах Агриколы и был известен еще при Плинии Старшем как «карбункул алабандийский». Десять кристаллов прозрачного альмандина розового, красно-фиолетового, малинового, оранжево-красного и промежуточных оттенков с подложкой из золотой и серебряной (?) фольги, создают ощущение объемности и внутреннего свечения зерен спелого граната.