Триумф
Надежды

EN

«Триумф семи добродетелей»

Триумф благоразумия

Дальновидное Благоразумие измеряет пределы всего, четко различая добро и зло

Триумф Умеренность

Усмирение души сдерживает тайные желания и ограничивает вас, Плутос, Дионис, Венера

Триумф надежды

Хоть и вторгается ужасное присутствие смерти, однако крепка Надежда на милость Божию

Триумф веры

Святая Вера доверяет божественному Слову и чтит Бога со всем почтением, которого тот достоин

Триумф любви

Тот, кто лелеет всем своим сердцем небесные Силы, совершает дела, диктуемые Благочестием

Триумф справедливости

Богиня правосудия Астрея наставляет, что праведное должно главенствовать над выгодой, и приказывает каждому беспристрастно выполнять ее правосудие.

Серия шпалер «Триумф семи добродетелей», прославляющая теологические и кардинальные добродетели, была создана в одной из мастерских Брюсселя в 1520-е годы. Ее созданию предшествовало написание морально-дидактической программы, ставшей иконологическим руководством для художников, создававших эскизы и картоны для шпалерной серии. Литературная программа серии, вероятно, созданная одним из литераторов-гуманистов при дворе Маргариты Австрийской, была призвана показать сложное представление об устройстве мира, религиозных и моральных ценностях.

Аллегорические сюжеты средневековой дидактической литературы часто использовались в шпалерах XV–XVI веков, преимущественно в сериях. Благодаря обстоятельному исследованию известного знатока средневековых и ренессансных шпалер Женевьевы Сушаль серия шпалер «Триумф семи добродетелей» была реконструирована. И хотя отсутствие документальных источников не позволило определить авторство литературной программы и имя художника, принимавшего участие в изготовлении эскизов, в работе известного специалиста по нидерландским шпалерам Ги Делмарселя был реконструирован исторический контекст создания серии шпалер «Триумф семи добродетелей».

Ковры с изображениями добродетелей создавались в Брюсселе еще на рубеже XV–XVI веков. Среди подобных аллегорических произведений наиболее значительны брюссельская серия «Почести» (1520–1525), созданная для Карла V (1500–1558), «Триумф Петрарки» (1507–1510) и «Морали» (1515).

Монументальная представительность и патетические преувеличения тканых циклов, рассчитанных на массовый отклик, давали им немалые преимущества перед традиционными фресками и живописью на досках. Шпалеры, созданные для украшения интерьеров парадных залов замков и дворцов, выступали как часть общего художественного ансамбля, наиболее ярко демонстрируя богатство, силу и величие их владельцев. Композиционная продуманность и четкая выстроенность сложного многофигурного изображения были явно рассчитаны на подробное разглядывание, а сюжет — на столь же подробное «прочтение».

В одиннадцати музеях и частных собраниях мира находятся семнадцать шпалер, относящихся к нескольким повторениям серии «Триумф семи добродетелей». Серия пользовалась успехом и повторялась не менее пяти раз в период до 1535 года. Композиции одинаковых сюжетов идентичны. Они представляют собой триумфальные шествия с колесницами, на которых восседают персонификации добродетелей. «Триумф Надежды» — единственная шпалера из серии, на которой аллегория добродетели изображена восседающей на ладье. В верхней части всех шпалер размещены бандероли с двустишиями на латинском языке, передающими содержание композиции. У восьми шпалер из семнадцати на нижней кромке бордюра сохранилась марка Брюсселя: гербовый шит между двумя буквами «В» (Брюссель — Брабант). Эта марка столицы герцогства Брабант была установлена брюссельским магистратом 16 мая 1528 года.