Книги с пергаментными переплетами

Название Книги с пергаментными переплетами
Школа Италия
Датировка XVI-XVII вв.
Материал Пергамент
Реставратор(ы) Головлева Ольга Сергеевна
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

Реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина подчас решают необычные задачи. Например, работают с пергаментными книжными переплетами. Пергамент – это особым способом выделанная кожа. Технология его изготовления известна со II века до н.э. Само название материала происходит от малоазиатского города Пергам – крупного центра производства пергамента. Свежеснятые шкуры овец, баранов или телят промывали, а затем вымачивали в известковом растворе, чтобы легче удалить шерсть. Потом шкуры натягивали на деревянные рамы, где изогнутым ножом удаляли подкожную клетчатку. Шкуры доводили до необходимой толщины и шлифовали. Важное свойство пергамента – после сушки удерживать плоскую форму. Из него стали делать книжные листы. Чтобы чернила хорошо впитывались, надо удалить жир. Для этого в пергамент втирали меловой порошок. А для придания ему белизны использовали пасты из извести, муки или молока.

В древности пергамент пришел на смену папирусу. Со времен Древнего Рима из него изготавливали кодексы – привычные нам сшитые книги. К XVI веку пергамент в основном перестали использовать как писчий материал. На смену манускриптам пришла печатная книга. Было освоено производство более дешевого и удобного для печати материала – бумаги. Но на протяжении XV – XVII веков пергамент все же использовали в книгоиздательстве для переплетов.

Четыре итальянские книги с пергаментными переплетами XVI - XVII веков поступили в отдел реставрации ГМИИ. Среди них произведения Плутарха и Франческо Петрарки. Печатные бумажные блоки книг сохранились хорошо. А вот пергаментные переплеты потеряли свою форму. Книги раскрылись, а блоки вылезли из усохших обложек. Сказалось свойство пергамента активно впитывать и отдавать влагу, из-за отсутствия в нем дубильных веществ.

Сначала реставратор удалила загрязнения с поверхности пергамента. Из-за физико-химических особенностей и возраста материала, методику очистки приходилось корректировать в процессе работы. Реставратор следила за реакцией пергамента на увлажнение и различные вещества. Постепенно, сантиметр за сантиметром, переплетные крышки очистились от грязи.

Далее следовало устранить деформации и, по возможности, вернуть переплетам первоначальную форму. Понадобилось демонтировать пергамент с бумажного блока и переплетных крышек. Если растянуть пергамент, он всё равно со временем сядет. Поэтому решили использовать запас пергамента с загибов по краям крышек.

В данный момент идет долгий процесс выпрямления изогнутых частей. Мы будем следить за тем, как старинным книгам вновь становится уютно в их пергаментных обложках.

Обработка паром