Пьета

Название Пьета
Датировка XVII век
Материал Дерево, резьба, грунт, полимент, серебрение, красочный слой
Размеры 40×32×16
Реставратор(ы) Синицына Людмила Павловна
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

В процессе работы над деревянной полихромной пластикой приходится решать сразу несколько задач. То есть реставрационно-консервационные процессы проводятся как на деревянной резной основе, так и на декоративном покрытии скульптуры, которое не всегда ограничивается только красочным слоем. Под декоративным покрытием мы обобщенно понимаем сложносоставный комплекс слоев, нанесенных на деревянную резную основу скульптуры. В данном случае это грунт, красочный слой, полимент, золочение, серебрение. Прежде всего необходимо укрепить отслоившиеся фрагменты декоративного слоя, чтобы не допустить осыпей и утрат.

Удаление пылевых загрязнений и черных наслоений на поверхности мафория Марии выявило сохранившиеся фрагменты серебрения и охристый слой полимента.

Особую сложность представляла собой работа над карнацией Христа. Живописная поверхность тела Христа сильно пострадала от времени и поновительских вмешательств. В результате утрат, потертостей и потемневших прописей поверхность красочного слоя стала пятнистой, что мешало целостному восприятию скульптурного образа. Необходимо было без особо глубокого внедрения в памятник тонально выровнять красочный слой. Были удалены загрязнения, глухие поновительские желтые записи, темные пятна, а затем с помощью тонировок «собрана» поверхность карнации Христа.

Изучение поверхности скульптуры под микроскопом в процессе реставрации позволяет выяснить новые факты в истории бытования «Пьеты». В утратах грунта с полиментом прослеживаются остатки прежнего красочного слоя, по которым видно, что мафорий Марии был вишневым, а подкладка — голубой. То есть ранее скульптура была полихромной. Впоследствии мафорий Марии был перегрунтован и покрыт серебрением на охристом полименте. Карнация (изображение открытых частей тела) Марии и Христа тоже подверглась переделке, существующий красочный слой — поздний. О предыдущем можно судить по сохранившемуся на руке Марии фрагменту нижележащего красочного слоя розового цвета. От прежнего декора сохранились участки с позолотой: лентий Христа, сандалия и кантик ворота у Марии. Таково бытование скульптуры во времени. От автора сохранилась неизменной лишь пластика — деревянная резная основа. Декоративное же решение поверхности — это самая хрупкая, самая ранимая часть образа, которая редко доходит до нас в нетронутом состоянии.

Проведены реставрационно-консервационные процессы с деревянной основой: удалены загрязнения, укреплены рыхлые участки древесины, подклеены отщепы и подвижные или отпавшие фрагменты, замастикованы трещины.

На обороте скульптуры обнаружены полустертые следы круглой печати. Была проведена съемка в инфракрасном спектре, но, к сожалению, она ясности не добавила.