Бисерная вышивка «Плач на реках Вавилонских...»

Название Бисерная вышивка «Плач на реках Вавилонских...»
Датировка 1840-50-е гг.
Материал Бисер, лен, дерево, гипс, бумага, коленкор, шелковые и х/б нити
Размеры 33,5 х 40 см
Реставратор(ы) Никитин Сергей Николаевич
Попова Олеся Сергеевна
Толстяков Максим Владимирович
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

В 2015 году начались реставрационные работы с коллекцией Е.Ю. Макасеевой, полученные в дар Отделом личных коллекций в 2004 году. Большая ее часть – изделия из бисера (картины, заготовки для сумочек, сумочки, кошельки, сонетка) – уже прошли реставрацию и консервацию. Сильно загрязненный и осыпающийся бисер и расшатанная конструкция рамы вызвали опасение в дальнейшем хранении предмета без реставрации.

Возникли трудности при очистке бисера, чего ранее не случалось. При внимательном рассмотрении в оптический микроскоп было отмечено, что шелковые нити прикрепа бисера очень рыхлые и хрупкие. Нам неизвестно, как состав стеклянного и металлического бисера может влиять на сохранность шелка. Шелковые нити представляют собой затвердевшее выделение особых желез гусениц, физические свойства нитей – крепость, эластичность, гигроскопичность. Но при их изготовлении эти свойства снижаются на 30-45%, возможно, также и содержание вредных для нитей примесей в бисере могут плохо сказываться на их сохранности.

Перед началом работ по очистке проведены пробы растворов для удаления поверхностных загрязнений с бисера. При малейшем механическом воздействии на вышивку бисерины отлетали, рвались шелковые нити прикрепа. Поэтому имеющиеся в реставрации методики по очистке бисера к данному предмету применять было нельзя. В ходе длительных обсуждений с реставраторами по стеклу, фарфору, керамике и камню было принято решение сделать пробы по расчистке, используя новые средства для удаления стойких поверхностных загрязнений, разработанные специалистами НИЦ «Курчатовский Институт». В процессе работ по исследованиям комплексного загрязнения мраморного рельефа из коллекции музея, оптимальное моющее средство для очистки бисера было выбрано.

Приготовленный раствор наносился на ватные тампоны, которые раскладывались на поверхности бисера. Через определенное время поверхностные загрязнения легко удалялись. В связи с отсутствием возможности делать химико-физические исследования в ходе работ, процесс очистки проводился под микроскопом.

Кроме этого были проведены следующие работы: демонтаж, обеспыливание, удаление бумаги с оборотной стороны вышивки, удаление старых доделок с рамы, снятие слепков для утраченных фрагментов рамы, изготовление гипсовых доделок, восполнение утрат деревянного массива, очистка стойких поверхностных загрязнений с бисера, точечное укрепление осыпающегося бисера, очистка коленкора, на который была натянута вышивка, механическая очистка поверхностных загрязнений с рамы, перекрытие верхнего и нижнего краев вышивки окрашенной льняной тканью, восполнение утрат декора рамы, мастиковка, тонирование с нанесением защитного слоя красочного покрытия, монтаж вышивки в раму с заменой стекла на музейное.