Реставрация картины Тициана «Се, Человек!» в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые началась в 1930-х годах после ее кражи и возвращения. При похищении центральный фрагмент картины был вырезан. Края остались и хранились в музее. Похищенная часть произведения более трех лет находилась во влажной среде, в свернутом в рулон состоянии, в результате чего была утрачена значительная часть живописного слоя. В 1934 году реставратор музея В.Н. Яковлев укрепил сохранившиеся участки живописи и состыковал найденную центральную часть произведения с краями. Затем картина была сдублирована на новый холст. Далее утраченные фрагменты грунта и красочного слоя были восполнены белым реставрационным грунтом . На этом этапе работа над картиной была приостановлена.
В 2016 году полотно вновь поступило в мастерскую реставрации живописи ГМИИ для проведения исследований. Также причиной стало неудовлетворительное состояние сохранности произведения. Визуальный осмотр выявил деформации основы и плохую связь авторского холста с дублировочным. Состыкованные на месте выреза края холста деформировались. Грунт и красочный слой имели слабую связь с основой . Таким образом, по результатам первичного поверхностного исследования стало понятно, что необходимо выполнить консервационные работы. Грунт и красочный слой были укреплены, старый дублировочный холст удален, разрезанные края авторского холста состыкованы и картина сдублирована на новый холст. Старый подрамник из-за сильной деформации планок был заменен. Ценные надписи были перенесены вместе с тонким слоем древесины и приклеены на новый подрамник.
Для определения дальнейших необходимых реставрационных работ были продолжены технико-технологические исследования. Рентгенограмма картины показала наличие сохранившихся фрагментов авторской живописи под реставрационным грунтом 1930-х годов.
Анализ реставрационного грунта позволил обнаружить в его составе мел и животный клей. Пробное утончение грунта выявило: под обширным слоем реставрационных мастиковок присутствуют значительные фрагменты сохранившейся живописи. Видимая люминесценция поверхности под воздействием УФ-лучей выявила наличие лаковой пленки на основном изображении и толстые разновременные наслоения лака по краям. Визуальные исследования под микроскопом обнаружили авторскую живопись различной степени сохранности под слоями сильно пожелтевшего и загрязненного лака по всей поверхности и под фрагментами поздних записей по краям произведения.
Подробный анализ рентгенограммы картины выявил нижележащие слои произведения: под изображением Христа перед Пилатом при повороте рентгенограммы просматривается изображение мужского портрета. Таким образом, можно сделать вывод, что мастер использовал написанный ранее портрет в качестве основы для этой картины. Физико-химические анализы пигментного состава определили красочную палитру автора.
По результатам исследований было выявлено около 15 % травматических утрат авторского красочного слоя и 15 % потертостей, находящихся под слоями поздних наслоений лака и записей, и определены задачи и методы для их решения.
Перед началом реконструкции была проведена работа с поздними наслоениями. Покровный лаковый слой был утоньшен. Поздние записи частично удалены, в местах сильных потертостей авторской живописи расточены и оставлены.
При выполнении тонировок были использованы натуральные пигменты и природные смолы, сходные с аутентичными красочными материалами Тициана. При этом использовалась техника пуантели: мазки наносились мелкими штрихами и точками в пределах утрат красочного слоя. Потертости тонировались выборочно с целью сохранения баланса между целостным восприятием произведения и следами его бытования. Применение исторических материалов позволило максимально приблизиться к цветам авторской живописи, а использованная техника — визуально разделить реставрационное вмешательство от подлинной живописи.