Реставрация слепка статуи вельможи Хертихотепа

Слепок был изготовлен со статуи вельможи Хертихотепа сделанного из коричневого песчаника (кварцита), нач. 12 династии. (ок.1780 г. до н.э.), возможно из города Асьют (?). В процессе бытования, слепок статуи реставрировался: были затонированны многочисленные осыпи на её поверхности, имелись также следы тонировки масляной краской старой реставрации. В июле 2008 года, при падении на правую сторону, слепок скульптуры был разбит на крупные, множества средних и мелких фрагментов. В случае травматического повреждения скульптуры важно было тщательно собрать все разбитые её фрагменты.

В местах удара скульптуры о пол, гипс превратился в порошок, в соответствии с этим были утрачены некоторые выступающие части скульптуры.

Перед началом реставрации и параллельно, в процессе реставрационных работ, и по их завершении, выполнялась фотофиксация. В свою очередь, фотофиксация реставрационных процессов являлась основной формой иллюстративного документирования.

Одним из этапов реставрации скульптуры являлась склейка фрагментов. Процесс склейки состоял из следующих операций:

  • Подбора фрагментов;
  • Приготовления клеевого состава;
  • Пропитки склеиваемых поверхностей;
  • Нанесения клея;
  • Сборки и закрепления фрагментов на время затвердения клея.

Независимо от того, какое количество фрагментов подлежало склеиванию, нужно было провести предварительную подборку разбитых частей. Фрагменты подбирались и раскладывались на рабочем столе в определенной последовательности. Фрагменты верхней части скульптуры собирались в одну группу, то же самое делалось и с остальными фрагментами средней части и постамента. В этом случае вспомогательным ориентиром сборки служили определяющие признаки: форма фрагментов, их цвет и оттенки, продолжение которых вероятно читались на других фрагментах. 

          Когда предварительная сборка была окончена, перед склейкой гипса очень важно было полностью удалить все, даже самые мелкие частицы гипса. Следующим этапом была пропитка реставрируемых частей. При этом применялись клеевые растворы жидкой консистенции. Места стыковки фрагментов подлежащих склеиванию пропитывались 5% раствором БМК-5 в ацетоне, ИПС, УС = 1:1:1, Поскольку гипс имеет низкую прочность и представляет собой твердое тело с высокой пористостью, пропитка нужна была для укрепления треснутых, не оторвавшихся фрагментов и большей прочности склеивании фрагментов.

          Затем на места стыковки фрагментов подлежащих склеиванию наносился клей более высокой консистенции, 10%-ый БМК-5 в ацетоне ИПС, УС= 1:1:1. Важно, при склеивании стремиться к плотному совмещению фрагментов.

При фиксировании крупных фрагментов использовалась толстая веревка. Для фиксировании более средних и небольших фрагментов, использовался ящик с промытым кварцевым песком, а также подкладывались подушечки насыпанные песком. В некоторых случаях, при склейки, соединялись сразу несколько фрагментов, поскольку следующий фрагмент, подлежащий склеиванию, мог не подойти к основной форме. Если же в дальнейшем, какой либо фрагмент не подходил к основной форме, то гипс в местах стыковки подтачивался.

После того, как все фрагменты были склеены, были выявлены отсутствующие части скульптуры. Поскольку при падении скульптуры, весь удар пришелся на правую сторону, то больше всего пострадала именно она. Из этого следует, что самые внушительные утраты были, в основном, на выступающих частях скульптуры: часть правого плеча, а также угол нижней передней и задней, правой части трона скульптуры; фрагмент правой ноздри носа. Но, помимо этого, сильно пострадала область живота скульптуры, из-за чего возникли некоторые трудности при склейке фрагментов, поскольку некоторые части были утрачены, а другие имели малую площадь для стыковки с другими фрагментами. Утраченные части скульптуры восполнялись, так называемым, «методом инерции». В случае восполнения фрагмента правой ноздри носа скульптуры, для большего удобства,  были использованы найденные в источниках фотографии с подлинника скульптуры. В качестве доделочной массы, использовалась приготовленная масса в сочетании 10% раствора БМК-5 в ацетоне, ИПС, УС=1:1:1, с тальком до рабочей консистенции. Эта же приготовленная масса использовалась для реставрации и восстановления сколов и трещин. Затем, все восполнения подверглись абразивной обработке (бормашиной и наждачной бумагой №№ 4-0).

Следующим этапом реставрации статуи являлась тонировка под общий тон восполнений, швов и имеющихся на скульптуре осыпей, которые перед тонировкой были предварительно пропитаны 5%-ым клеем БМК-5. Для тонировки  использовалась акварель и акриловые титановые белила. После этого на все тонировки было нанесено защитное покрытие 2.5% раствор БМК-5 в ацетоне, ИПС, УС=1:1:1).

Трудноудаляемые следы тонировки масляной краски старой реставрации удалялись компрессом, раствором в сочетании с (10%-ого водного раствора аммиака), ацетона и раствора Димексида 100мл. (Диметилсульфоксид) = 1:1:1, ватными тампонами.

Над реставрацией скульптуры «Вельможи Хертихотепа» потребовался год работы. В результате реставрации, разбитые фрагменты были склеены. Восстановлены утраченные выступающие части скульптуры: часть правого плеча; угол нижней передней и задней, правой части трона скульптуры; фрагмент правой ноздри носа. Все швы замастикованны и в дальнейшем со всеми восполнениями затонированны. Частичная очистка слепка от следов старых реставрационных тонировок восстановила цветовые соотношения и общий тон цвета слепка. В результате всей проделанной работы, данный слепок восстановил свой прежний образ и целостность, памятнику снова возвращен экспозиционный вид и после семи лет забвения разбитых фрагментов данного слепка в запасниках Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева, эта замечательная скульптура снова возвращается в зал «Искусства древнего Египта».