ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
САРМАТСКОЙ ЖРИЦЫ из Филипповских курганов

исследовательский и реставрационный проект
О проекте
Проект «Погребальный костюм сарматской жрицы» посвящен всестороннему изучению и реставрации редких объектов декора женского погребального костюма — двум полосам полихромной узорной вышивки. Они были найдены в боковом погребении, обнаруженном в «царском» кургане 1 всемирно известного могильника Филипповка 1 в Оренбургской области в Южном Приуралье. Некрополь датируется IV в. до н. э. Он принадлежал одной из крупных кочевых групп, входивших в состав многочисленных родственных объединений кочевников, потомки которых известны мировой общественности под этнонимом «САРМАТЫ».
Консервационно-реставрационные работы были выполнены художником-реставратором в/к Наталией Синицыной в 2021–2023 гг. В архаическом обществе женский костюм являлся одним из важнейших элементов материальной культуры и выполнял социальные, сакральные, эстетические и практические функции. Одежда являлась для древних людей определенным маркером их культурной и социальной принадлежности.

КУРГАН 1 МОГИЛЬНИКА ФИЛИППОВКА 1
Сарматы — собирательное название древних кочевых племен индоиранской языковой группы, которые населяли степные пространства Поволжья, Южного Урала и Западного Казахстана во второй половине I тыс. до н.э. После распада Скифии, в III — I вв. до н.э. сарматские племена расселяются на обширных пространствах степей Нижнего Дона и Северного Причерноморья, исчезая из исторических хроник к IV в. н.э. Ведя подвижный, кочевой образ жизни они не обладали письменностью и не оставили поселений. Поэтому сведения об их социальном устройстве, организации их кочевых сообществ, культурно-экономических связях и религиозных верованиях мы получаем в результате раскопок их погребальных памятников.
Небольшая южная часть Оренбургской области и северо-западная территория Республики Казахстан относятся к единому географическому пространству северной части Прикаспийской низменности. На протяжении многих столетий Урало-Каспийский регион был воротами на пути великих переселений. Обилие пастбищ, благоприятный климат, природные ресурсы и рельеф Урало-Каспийского региона были крайне привлекательны, что способствовало формированию здесь в середине I тыс. до н. э. места обитания кочевых племён со своей самобытной культурой. Среди многочисленных племенных объединений выделялись отдельные кочевые группы, которые отличались от своих соседей традицией сооружать огромные и сложные надмогильные насыпи, сопровождать процесс захоронения определёнными ритуалами, оставлять в погребениях богатый инвентарь, демонстрирующий принадлежность умерших к племенной аристократии. Ряд характерных признаков в погребальных традициях курганных могильников Филипповка I, Таксай I и др. наглядно иллюстрируют нам как социальную дифференциацию в обществе ранних кочевников, так и культурную преемственность среди крупных племенных объединений в рамках единого географического пространства.
Место раскопок
Впервые исследование этого памятника было начато в 1986 г. Уфимской археологической экспедицией под руководством А.Х. Пшеничнюка. Раскопки центрального захоронения и тайников, расположенных поблизости от центральной могильной ямы, дали большое количество предметов из драгоценных металлов, включая знаменитых золотых оленей. В 2013 г. изучение этого кургана было закончено Приуральской экспедицией Института Археологии РАН под руководством Л.Т. Яблонского, спасшего его своими раскопками. Именно ему при раскопках оставшейся части кургана посчастливилось найти уникальное захоронения женщины-жрицы.
Под нераскопанной восточной полой насыпью было обнаружено нетронутое грабителями женское погребение с исключительно богатым и разнообразным погребальным инвентарем, включавшим свыше 1200 предметов: среди них 850 предметов из драгоценных металлов, 650 высокохудожественных изделий торевтики, скифо- сибирского звериного стиля, декоративного и ювелирного искусства. Коллекция артефактов из погребения 2 свидетельствует об исключительно высоком социальном статусе погребенной. Общественная роль женщины у сарматов была настолько высока, что греки называли их женоуправляемыми. Именно женщины выполняли роль семейных и племенных «жриц», осуществляя магические функции в ритуалах, связанных с языческими культами.
Эффектная и роскошная ахеменидская мода была воспринята знатью влиятельных кочевых племен, населявших бескрайние степные просторы Евразии, и нашла отражение в костюме, уникальных ювелирных изделиях и предметах быта. Обнаруженные в результате археологических раскопок фрагменты одежды демонстрируют взаимовлияние и взаимопроникновение культур ираноязычных кочевых народов евразийских степей. Уникальные по сохранности женские погребения середины I тыс. до н. э. Южного Урала и Казахстана рассказывают нам о специфике костюма кочевниц с высоким социальным статусом. Комплекс женского костюма из погребений кочевой знати могильника Филипповка 1 и кургана 6 могильника Таксай I демонстрируют наличие привозных изделий, которые сочетаются с местными степными традициями украшения костюма в «зверином» стиле.
Кочевой мир Евразии имел много схожих особенностей развития, однако сохранял при этом этнографические региональные отличия. Являясь очень подвижным, мир кочевников был открытым для обмена культурными традициями, формируя при этом общие культурные каноны. Поэтому в системе сарматских археологических культур на обширных степных территориях от Урала до низовьев Дуная мы наблюдаем, помимо прочего, целый ряд общих элементов в одежде. Среди них — традиция обшивки бисером краев женского платья, широкое использование зооморфных золотых нашивок с тщательной проработкой деталей; обилие золотых пронизок-трубочек и т.д.
Активные тофономические процессы в погребениях влекут различные разрушения как самого тела погребенного, так и погребального инвентаря и погребального облачения. Эти обстоятельства порождают вариантность в реконструкции костюма. И максимальная достоверность реконструкции может быть достигнута при условии очень тщательной полевой фиксации местоположения его сохранившихся элементов.