Назад

Предметы мужской и женской одежды в могильнике Филипповка 1.
Окороков К.С. (ИА РАН), Трегубов В.Е.
(Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей)

Исследования могильника Филипповка 1 позволили реконструировать костюм ранних кочевников. Правда, мужской костюм представлен исключительно иконографически, в изображениях вооруженных всадников, воинов, украшающих различные предметы. Так, сцена охоты на сайгаков помещена на парных оковках одной из деревянных чаш из кургана 1 (тайник 1), мифологический сюжет с множеством фигур воинов и животных — на мече из кургана 4 (погребение 2). Среди изделий есть и объемные: роговая статуэтка всадника из кургана 3 (центральное погребение) и бронзовая уздечная бляшка в виде всадника из кургана 30 (центральное погребение). Изображения воинов объединяет простая и удобная при подвижном образе жизни одежда: на всадниках короткая куртка, штаны, пояс и мягкая обувь. Все они простоволосы, но в одном случае изображен шлем (бляшка из кургана 30). Неизменный спутник воина — взнузданный конь с гривой, остриженной особым образом.

Женских изображений на вещах из филипповских комплексов нет — зато могильники Филипповка 1 и 2 дали серию нашивных предметов из драгоценных металлов, которые можно с уверенностью отнести к деталям женской одежды. Самые яркие образцы получены в кургане 1 (тайник 2 и погребение 2) и в кургане 4 (парное погребение 4). Их расположение относительно друг друга и костяка погребенной позволяют реконструировать разные части одеяний.

Так, в погребении 2 кургана 1 к платью, вероятно, относились четыре округлые бляшки с изображением скрученного сайгака (лежали на грудине) и 26 прямоугольных нашивок с изображением сцены нападения кошачьего хищника на копытное животное. Нашивки располагались вдоль внешней стороны обеих рук, от плеча до запястья, маркируя длинные узкие рукава платья. Головы животных у нашивок с правой руки направлены вправо, а на нашивках с левой руки — влево.

Цветная графическая реконструкция

Рукава, контуры

положение накидки-шали

Под обеими руками погребенной от середины плеча до середины предплечья находились два скопления разноцветного бисера и мелких бусин из различного материала (40 — 45×18 см), на спине они не соединялись — под позвоночником и ребрами бисера и бус не обнаружено. Эти широкие ленты, сложенные пополам, возможно, украшали открытые снизу рукава блузки или куртки, надетой поверх платья. На каждом рукаве строчным швом представлено «шествие животных» — 10 протом оленей, следующих друг за другом. Для смотрящего снаружи сюжет кажется перевернутым: фигуры располагаются головами вниз — зато обладательнице одежд композиция представала в правильном ракурсе. Олени на правом рукаве движутся вправо, на левом — влево. Под длинной мордой с легкой горбинкой изображена согнутая передняя нога с выделенным копытом и клочком шерсти над ним; приоткрытая пасть животного передана валиком из бусин; на подбородке изображен клочок шерсти (борода). Скрученные в спирали отростки (от двух до четырех) образуют массивные рога, занимающие почти треть изображения. Ухо противопоставлено морде и помещается между рогами и спиной; глаз, как и ухо, формой близок треугольнику. Сзади завиток, выполненный тем же набором бусин и бисера, что и тело животного. Тела оленей — из золотых, коралловых, каменных бусин и бисера; промежутки между фигурами заполнены стеклянным или пастовым бисером (преимущественно голубым), нашитым линиями, повторяющими контуры тела, последовательными рядами. Изображённые на рукавах олени выполнены в оригинальной технике, но они включены в систему звериного стиля, ассоциируемого с Филипповским могильником. Подобные олени изображены на золотых обкладках деревянных чаш, на ряде золотых нашивок из других курганов и рукоятках роговых ложечек, а также на перстнях из самого погребения 2.

олени на рукаве фото копия

Уникальной находкой стало покрывало-шаль с золотыми нашивными розеттами. Лицевую сторону шали отличает бахрома из миниатюрных золотых нашивок и подвесок. Судя по их взаимному расположению, при совершении погребального ритуала лицо погребенной было закрыто. Неясна функция золотых наверший шнуров, лежавших от левого предплечья до тазовой кости, попарно в линию — подобные (хотя более простые) предметы встречены в нескольких потревоженных погребениях могильника.

Обнаружен еще один набор золотых нашивок, принадлежавший женскому костюму схожего облика (курган 4, погребение 4). Здесь вдоль обеих рук погребенной располагались небольшие нашивки в виде изогнутого кошачьего хищника, а вдоль плечевых костей дугой были размещены крупные объемные нашивки, изображавшие лежащего кошачьего хищника, по семь у каждой руки. Линию плеча обозначали две объемные нашивки с протомой кошачьего хищника.

Из тайника 2 кургана 1 происходят четыре типа золотых нашивок — два типа небольшие (фигуры лежащих оленей и протомы кошачьих хищников) и два типа крупных нашивок (фигуры архаров в спокойной позе и сцены борьбы двух верблюдов). Их стилистическое единство позволяет предположить сходство с костюмами из погребений. Вероятно, в тайник было уложено два полных женских костюма, с малыми нашивками вдоль узкого рукава нижнего платья и широким рукавом верхней плечевой одежды, украшенной каймой из крупных нашивок.

Таким образом, из двух самых крупных и богатых курганов могильника Филипповка 1 происходят четыре близких по типу полных женских костюма, обладающих индивидуальными особенностями исполнения. Аналогичные небольшие зооморфные нашивки и подвески известны в других погребениях могильников Филипповка 1 и 2, к сожалению, ограбленных или потревоженных землеройными животными. Очевидно, именно этот тип женской одежды был характерен для кочевников, оставивших могильник Филипповка 1 — во всяком случае, при погребении соплеменниц, имеющих высокий социальный статус.

Полная версия статьи представлена в разделе «Научные труды и публикации».

олени на рукаве фото копия