Переверните телефон

Золото
Трои Из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке золотодобывающей компании «Полюс» приступает к реализации научно-исследовательского проекта по изучению группы предметов из всемирно известной троянской коллекции Генриха Шлимана. На первом этапе проекта будут изучены 65 ювелирных изделий из всех хранящихся в музее 13 кладов.

Коллекцию из 259 предметов, хранящуюся и экспонируемую в ГМИИ им. А.С. Пушкина, составляют предметы из 13 кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1873-м, а также в 1878–1890 годах. Это различные украшения, сосуды, антропоморфные фигурки, топоры-молоты, изделия из горного хрусталя и т.д. Из 19 кладов, с 1881 года хранившихся в Берлине, в Москву попали предметы из 13 — преимущественно изделия из драгоценных металлов и камня.

Исследовательский проект Пушкинского музея, поддержанный золотодобывающей компанией «Полюс», является научным событием мирового масштаба. Первый этап будет состоять из макросъемки и изучения состава металлов на специальном приборе. Предметы из троянской коллекции существуют либо в единственном экземпляре, либо имеют небольшое количество аналогий. Они еще никогда не исследовались современными научными методами. Сегодня начинается новый период в истории этой уникальной коллекции. Все этапы работы будут сопровождаться видеосъемкой, на основе которой будет выпущена серия мини-фильмов с комментариями экспертов.

История Трои

ТРОЯ II

В современной исторической науке археологический горизонт Троя II на холме Гиссарлык (совр. Турция) относится к эпохе раннего бронзового века, а именно к периоду «культуры морской Трои», поскольку ее влияние распространялось на северное побережье Эгейского и Мраморного морей. Существование Трои II длилось около 300 лет, между 2550 и 2250 годами до н. э. Этот период характеризуется развитием навыков мореходства, расширением торгово-экономических связей, активизацией металлургии, в частности совершенствованием приемов торевтики — изготовления ювелирных изделий из драгоценных металлов, и введением в керамическое производство гончарного круга.

Ядром поселения Троя II служил расположенный на вершине холма акрополь площадью до 11 тыс. квадратных метров, защищенный кольцом оборонительных стен протяженностью около 330 метров. Под защитой этих укреплений, представлявших собой мощный цоколь из каменной кладки высотой до 6 метров, на котором покоилась стена из необожженного (сырцового) кирпича высотой до 3 метров, располагались здания-мегароны, служившие для проведения религиозных церемоний и собраний представителей правящей элиты поселения.

В ходе археологических раскопок установлено, что период Троя II включает в себя не менее восьми строительных фаз, фиксирующих неоднократное расширение и совершенствование укреплений акрополя: например, периметр стен был усилен четырехугольными в плане бастионами, а главные ворота (FO и FM) снабжены монументальным наклонным, замощенным камнем пандусом длиной 21 метр и шириной 7,5 метров.

С южной стороны к холму акрополя примыкал нижний город, в котором обитало основное население Трои II. Территория этого расположенного на равнине города была защищена линией укреплений в виде мощного деревянного частокола и достигала 90 тыс. квадратных метров.

Раскопки показали, что три из восьми строительных фаз периода Троя II завершились пожарами и разрушениями поселения. Именно под этими слоями пожарищ и в них были обнаружены 19 комплексов предметов, обозначенных как «клады» и вошедших под этим наименованием в науку. Наиболее крупный из них был найден Генрихом Шлиманом в 1873 году и назван «Сокровищем царя Приама» (клад А). Позднее эти клады получили буквенные обозначения.

259 предметов из 13 кладов (A, B, D, E, F, Ha, Hb, J, K, L, N, O, R) хранятся в настоящее время в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина и представлены в зале № 3.

ТРОЯ VI

После катастрофы, уничтожившей поселение на холме Гиссарлык, известное в науке как Троя II, прошел значительный отрезок времени, в течение которого на этом месте последовательно возникли и исчезли три поселения, обозначенные как Троя III, Троя IV и Троя V.

Около 1750 года до н. э., то есть в эпоху позднего бронзового века, здесь было основано поселение Троя VI, территория которого включала цитадель и нижний город. Насколько можно судить, обитатели Трои VI не имели ничего общего ни в генетическом, ни в культурном плане с населением Трои II.

Ученые подразделяют существование поселения Трои VI на три этапа: ранний, средний и поздний. Уже в первый период существования цитадель Трои VI была окружена оборонительной стеной, которая по мере развития становилась все выше и толще и включала в свой периметр все большее пространство. Стена цитадели Трои VI позднего периода имела протяженность 530 метров, а защищаемая ею территория составляла около 1,8 гектаров. Под защитой этих мощных, усиленных башнями стен на террасах располагались здания мегаронного типа, некоторые из которых имели два этажа. Очевидно, что эти монументальные постройки служили жилищами для привилегированного слоя населения Трои, а также культовыми сооружениями.

Крепостные стены и здания цитадели Трои VI позднего периода были частично разрушены сильным землетрясением в 1300 году до н. э. Восстановление цитадели относится уже к следующему периоду, именуемому Троя VIIa.

ТРОЯ VIIа

Этот период характеризуется ростом внешней военной угрозы и стремлением обитателей цитадели еще больше укрепить систему ее обороны. С этой целью перекрываются проемы юго-западных (VI U) и восточных (VI S) ворот. Под защитой укреплений возводится большое количество домов, имеющих, впрочем, значительно меньшие размеры, при этом они пристраиваются ко внутренней стороне оборонительной стены, вдоль которой прежде пролегали широкие улицы. В полах этих домов найдены заглубленные пифосы для хранения припасов; некоторые здания служили, вероятно, только складами, в других имелся дополнительный инвентарь, такой как печи, плиты, зерновые мельницы и ткацкие станки. Это говорит об изменении, а именно понижении статуса населения цитадели.

Нижний город

Раскопки, начатые в 1988 году под руководством профессора Манфреда Корфмана, сильно изменили наши представления об Илионе — Трое. Одним из наиболее важных результатов стала локализация границ нижнего города Трои VI и VIIа. Установлено, что начиная со средней фазы Трои VI поселение было окружено рвом, вырубленным в скале и служившим препятствием для натиска вражеских колесниц — новейшего и самого грозного оружия II тысячелетия до н. э. Площадь обороняемой рвом территории равнялась 305 тыс. квадратных метров. Весьма вероятно, что численность населения Трои в этот период могла составлять от 5 до 10 тыс. жителей.

Троя VIIа погибла в пожаре примерно в 1190–1180 годах до н. э. Американский археолог Карл Блеген высказал предположение, что именно это разрушение связано с Троянской войной, воспетой Гомером. Гипотеза Блегена подкрепляется тем, что к этому же периоду относятся разрушения микенских центров в Греции, конец великой империи хеттов и натиск народов моря на Левант и Египет. Совокупность этих событий знаменует собой конец позднего бронзового века.

ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИИ

В 1945 году по решению Советской контрольной комиссии, единственного легитимного органа власти после подписания акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, многие памятники искусства из германских музеев были вывезены в СССР в качестве частичного возмещения ущерба, нанесенного фашистами в период оккупации советских территорий. В их числе была и троянская коллекция Генриха Шлимана, часть которой, а именно 259 единиц хранения — наиболее ценные экспонаты из золота, электра, серебра, горного хрусталя и камня — были переданы на хранение в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а 414 предметов, главным образом из бронзы и керамики, направлены в Государственный Эрмитаж. С 1949 года все эти древности хранились без права публикации и экспонирования, поскольку по решению руководства СССР были отнесены к особому фонду.

Первоначально троянская коллекция экспонировалась в Берлине в Музее народоведения, а с 1922 года — в Музее доисторического периода и ранней истории. Однако в январе 1941 года, в ходе развязанной нацистской Германией Второй мировой войны, троянские клады вместе с другими наиболее ценными произведениями искусства из берлинских музеев, причисленными к категории «невосполнимых», специальным распоряжением были помещены в депозитарий Прусского государственного банка. Позднее, в ноябре 1941 года, из-за угрозы английских бомбардировок, уникальные троянские древности перевели в бетонированный бункер противовоздушной обороны, сооруженной близ Берлинского зоопарка (Flakturm am Zoo). Здесь в апреле 1945 года троянская коллекция и была передана находившимся при ней директором Музея доисторического периода и ранней истории Вильгельмом Унферцагтом офицеру Красной армии.

С 1941 по 1995 год троянская коллекция Шлимана оставалась недоступной как для ученых, так и для общественности. Более того, она считалась навсегда утраченной. Миф о «Сокровище царя Приама» обрастал все новыми деталями и подробностями, когда в декабре 1994 — январе 1995 года ряд авторитетных специалистов-экспертов по истории культур эпохи бронзы из Германии, США, Англии, Турции и Греции впервые получили возможность детально ознакомиться с хранящейся в Пушкинском музее коллекцией Шлимана. Они единодушно подтвердили ее подлинность и прекрасную сохранность. Открытие выставки «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», состоявшееся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 15 апреля 1996 года, позволило увидеть эти сокровища сотням тысяч людей из разных стран мира.

Узнать больше про коллекцию можно, нажав на любую из дат на таймлайне

  • ШЛИМАН

    открывает комплекс из 8830 предметов, которому дает название «Сокровище царя Приама», и вывозит его тайно в Афины, скрыв находку от турецких властей.

  • ВЫХОДИТ

    книга Шлимана «Троянские древности» («Trojanische Alterthümer»), посвященная обнаруженным на холме Гиссарлык сокровищам.

  • Шлиман

    выступает ответчиком на судебном процессе, возбужденном турецкой стороной, и присуждается к уплате штрафа.

  • МОСКОВСКОЕ

    археологическое общество предпринимает шаги для приобретения троянской коллекции, но вопрос так и остается нерешенным.

  • Шлиман

    при участии Рудольфа Вирхова вновь проводит раскопки в Трое и находит ряд так называемых малых кладов.

  • ШЛИМАН

    приносит троянскую коллекцию в дар Берлину и становится почетным гражданином города, а также почетным членом Берлинского общества этнологии и древней истории. Троянская коллекция экспонируется в Музее народоведения.

  • Шлиман

    совместно с Вильгельмом Дёрпфельдом проводит свои последние раскопки в Трое, в ходе которых обнаруживается клад L. Эти находки также тайно вывозятся за пределы Турции.

  • ХРАНИТЕЛЬ

    троянской коллекции Хуберт Шмидт составляет первый каталог предметов и предлагает буквенное обозначение кладов — от A до R.

  • ТРОЯНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

    переносится в берлинский Музей доисторического периода и ранней истории.

  • Троянская коллекция

    поступает в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

  • КОЛЛЕКЦИЮ

    Шлимана, хранящуюся в Пушкинском музее, впервые после войны изучают специалисты из Германии, США, Англии, Турции и Греции.

  • В ПУШКИНСКОМ МУЗЕЕ

    проходит выставка «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана». Выходит одноименный каталог.

  • Основная часть

    троянской коллекции входит в состав постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина и выставляется в зале № 3 главного здания музея.

  • В ЭРМИТАЖЕ

    проходит выставка «Шлиман. Петербург. Троя». Выходит одноименный каталог.

  • ЧАСТЬ

    троянской коллекции экспонируется на выставке «Бронзовый век. Европа без границ. Четвертое — первое тысячелетия до новой эры» в Государственном Эрмитаже и Государственном историческом музее. Выходит двуязычный каталог «Бронзовый век. Европа без границ = Bronzezeit: Europa ohne Grenzen».

  • Начало проекта «Золото Трои»

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТРОИ

Троя всегда будоражила умы ученых и энтузиастов. Мы познакомим вас с некоторыми из них

  • Генрих Шлиман (Heinrich Schliemann),

    работал на раскопках Трои в 1870–1890 годах

    Генрих Шлиман родился в Германии в семье обедневшего пастора. Энергичность, трудолюбие и необыкновенные способности к иностранным языкам позволили юноше сделать хорошую карьеру в торговой фирме. Затем он вел успешную коммерческую деятельность в разных странах, в том числе России. Благодаря деловой хватке, Шлиман обрел финансовую независимость и впоследствии на собственные средства проводил раскопки, издавал книги и устраивал выставки.

    Особенной его страстью были путешествия, которые давали ему возможность как удовлетворять свои предпринимательские интересы, так и посещать множество достопримечательностей. В 1864–1865 годах Шлиман совершил кругосветное путешествие и посетил Африку, Индию, Китай, Японию и Северную и Южную Америку. Генрих Шлиман обратился к академическому образованию в 1866 году, став студентом Парижского университета. В 1868-м он опубликовал книгу «Итака, Пелопоннес и Троя. Археологические исследования» («Ithaka der Peloponnes und Troja: Archäologische Forschungen»), в основе которой лежали путевые заметки о путешествии в Грецию. В 1869 году ученый совет Ростокского университета присудил ему степень доктора философии.

    Шлиман прославился археологическими исследованиями на холме Гиссарлык, где, по предположению ученых, располагалась легендарная Троя. Работы велись в 1870–1873, 1878–1879, 1882–1884 и 1888–1890 годах. В 1874-м вышла знаменитая книга Шлимана «Троянские древности» («Trojanische Alterthümer»), снабженная археологическим атласом. В 1881 году — большой труд «Илион. Город и страна троянцев» («Ilios: The City and Country of the Trojans»), в 1884-м — «Троя. Результаты моих последних раскопок на городище Троя, захоронений героев, Бунарбаши и в других местах Троады в 1882 году» («Troja: Ergebnisse meiner neuesten Ausgrabungen auf der Baustelle von Troja, in den Heldengraebern, Bunarbaschi und anderen Orten der Troas im Jahre 1882») и уже посмертно — «Отчет о раскопках в Трое в 1890 году» («Bericht über die Ausgrabungen in Troja im Jahre 1890»).

    Кроме того, он успешно работал в Микенах, Тиринфе и Орхомене. В 1878 году в свет вышла книга «Микены. Описание исследований и открытий в Микенах и Тиринфе» («Mycenae: A Narrative of Researches and Riscoveries of Mycenae and Tiryns»), в 1881-м — «Орхомен. Отчет о моих раскопках в беотийском Орхомене» («Orchomenos: Bericht über meine Ausgrabungen im böotischen Orchomenos»), а в 1886-м — «Тиринф. Доисторический дворец царей Тиринфа. Результаты последних раскопок» («Tiryns: Der Prähistorische Palast der Könige von Tiryns, Ergebnisse der neuesten Ausgrabungen»). Также он предпринимал попытки исследований на острове Крит и в Александрии. Результатом трудов Шлимана стало открытие анатолийской культуры Трои и ахейской культуры Микенской Греции.

    В последней трети XIX века археологический метод проходил этап становления. Шлиман стал одним из первопроходцев, основателей полевой археологии. Именно его деятельность показала важность стратиграфических наблюдений. Он первым применил в археологической деятельности целый ряд важных приемов. Шлиман использовал фотографию для научной фиксации, привлекал к работе геодезистов, археологов, биологов, химиков, вел полевой дневник и делал зарисовки, исследовал и классифицировал рядовые и массовые находки, например фрагменты простой керамики, для характеристики слоев, регулярно издавал отчеты о своих раскопках в виде обширных монографий с иллюстрациями. Важно отметить, что в те годы происходило национальное возрождение Греции, чему очень способствовали деятельность Шлимана и его восторженное отношение к истории этой страны.

Исследование

Здесь представлены экспонаты коллекции, которые мы изучаем

Центр
производства
Малая Азия
Датировка вторая половина II тыс. до н. э.
Предыдущая страница
Следующая страница

КОМАНДА ПРОЕКТА

Игорь Бородин заведующий отделом реставрации и консервации
Анна Каменских заведующая отделом организации выставок
Татьяна Потапова главный хранитель
Владимир Толстиков заведующий отделом искусства и археологии античного мира
Софья Азаренкова специалист по компьютерной графике
Дарья Бабич перевод и редактура английских текстов, озвучка
Юрий Воронин художник-реставратор 2 кат.
Ольга Головлева художник-реставратор 2 кат.
Дмитрий Завильгельский оператор, режиссер
Константин Корганов техник 2 кат. отдела искусства и археологии античного мира
Андрей Кудрявицкий фотосъемка
Александр Лесухин верстка, программирование
Полина Любимова редактура русских текстов
Федор Ратников оператор, режиссер
Ольга Самар старший научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира
Елена Синицына художник-реставратор 1 кат.
Игорь Ткачев специалист по компьютерной графике
Михаил Тулубенский художник-реставратор 1 кат.
Джордан Уэрсли озвучка
Майя Шулепова арт-директор, руководитель отдела онлайн- и видеопроектов

ООО «Брукер»

Григорий Кузнецов руководитель отдела «Брукер Нано», канд. физ.-мат. наук

ООО «Остек-АртТул»

Захар Примушко генеральный директор
Александр Фролов руководитель направления
Владимир Скоробогатов инженер