Зарождение
шпалерного качества

Слово «шпалера» происходит от итальянского слова «spalliera». В эпоху Возрождения оно означало «спинка кровати», «спинка скамьи», «настенное украшение за мебелью». Этимология слова «шпалера» от настенного украшения до стенного ковра без ворса отражает сложную историю этого монументального и благородного вида прикладного искусства.

Вставка-медальон с изображением бога Нила. Египет. IV в. Лен, шерсть, переплетение,
гобеленовая техника, летающая игла. 29 × 29,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. ИГ-884, I.1.а 5822

В старых русских — и не только — текстах встречается термин «араццо» — «arazzo» — измененное на итальянский лад название французского города Арраса (Arras) на севере Франции, который был крупным центром производства и торговли стенными коврами в Средневековье. Во многих европейских языках термины, обозначающие шпалеры, то есть безворсовые стенные ковры, являются синонимами понятия «стенные обои» или «стенные панели». Балансируя между утилитарной функцией — материала для декора стен — и своей высокой ценностью произведения искусства особой репрезентативности, шпалерная техника ткачества сопровождает человечество как минимум со времени самых ранних цивилизаций.

фрагмент коптской ткани из коллекции ГМИИ

Фрагмент изделия из узорной ткани с пришитой на угол плетеной тесьмой. IX — начало
VIII в. до н. э. Раннескифское время. Саяно-Алтай, Республика Тыва (Тува), курган Аржан.
Шерсть, полотняное переплетение, уточный репс. 11 × 8,5 см. Государственный Эрмитаж. Инв. 2878/163

Фото

Чепрак из белого войлока, крытый шерстяной тканью. Пазырыкские курганы. IV–III в. до
н. э. Горный Алтай. Шерсть, волочение, шпалерное ткачество. 235 × 60 см (без кистей).
Государственный Эрмитаж. Инв. № 1687-100

Шпалера — стенной ковер, вытканный из шерсти с добавлением шелка, а также в зависимости от региона и периода — льна, хлопка и серебряных и позолоченных нитей, украшенный узорами и сюжетными изображениями, эволюционировал от толстой шерстяной ткани, которая служила для разграничения внутренних помещений и утепления стен. Они были известны уже в ранней античности, описание техники ткачества на станке неоднократно встречается у Гомера:

Жило в пространном дворце пятьдесят рукодельных невольниц:
Рожь золотую мололи одни жерновами ручными, Нити сучили другие и ткали, сидя за станками Рядом, подобные листьям трепещущим тополя; ткани ж Были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло. Сколь феакийские мужи отличны в правлении были Быстрых своих кораблей на морях, столь отличны их жены Были в тканье: их богиня Афина сама научила...

Гомер. Одиссея. Песнь VII, 100-110

Технику шпалерного ткачества знали и активно использовали в Древнем Египте, Древних Греции и Риме. Широко известны коптские ткани, вытканные в шпалерной технике из очень тонких шерстяных и шелковых нитей. Самые ранние образцы шпалерного ткачества хранятся в Государственном Эрмитаже, например фрагмент шерстяной ткани IX–VIII веков до н.э. из раскопок в Туве или попона из Пазырыка на Алтае, сшитая из пурпурной ткани, вытканной в шпалерной технике в V веке до н.э. Через Римскую империю и затем Византию античное шпалерное ткачество пришло в европейскую средневековую культуру. Отдельным центром распространения шпалерного ткачества стали северные европейские страны, в которых было развито производство шерсти. Сегодня известны примеры средневековых стенных ковров, вытканных в Германии и Скандинавии в XII–XIII веках. На Востоке шпалерное ткачество широко известно и используется до сих пор для изготовления напольных ковров, однако здесь эту технику называют «килимное ткачество».

техника
шпалерного качества

Шпалеры ткут на ручных станках, которые по своему типу делятся на горизонтальные и вертикальные. На горизонтальных станках, которые в большей степени были распространены во Фландрии, шпалера обращена к ткачу изнаночной стороной, в результате чего готовый ковер получался в зеркальном отражении к картону. Художнику нужно было учитывать эту особенность еще на этапе эскиза.

фрагмент коптской ткани из коллекции ГМИИ

Работа ткача за горизонтальным ткацким станком. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres.
2002. PL. XV

Фото

Горизонтальные станки в ткацкой мастерской мануфактуры Гобеленов. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL.1

Фото

Горизонтальный ткацкий станок. Воспр. по: L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapisserie
des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. VII–VIII

Фото

Современный горизонтальный ткацкий станок на мануфактуре Гобеленов. © 2004 David Monniaux. Лицензия:
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/deed.en

Вертикальный станок позволял ткать шпалеру с лицевой стороны, что давало более широкие возможности в нюансировке, но значительно замедляло работу. Такие станки охотно использовали на мануфактуре Гобеленов в Париже и Императорской шпалерной мануфактуре в Петербурге.

фрагмент коптской ткани из коллекции ГМИИ

Вертикальный ткацкий станок. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapissier.
Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. VII

Фото

Вертикальные станки в ткацкой мастерской мануфактуры Гобеленов. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert.
Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL.1

Фото

Работа ткача за вертикальным станком. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert.
Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. XI

Фото

Работа ткача за вертикальным станком. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert.
Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. IX

Производство шпалер — это коллективное ремесло, в котором было занято множество специалистов, и каждый на определенном этапе выполнял свою функцию.

Фото

Рубенс, Питер Пауль, Мастерская; Теодор ван Тюльден.
Охота Мелеагра и Аталанты (Калидонская охота).
Картон для шпалеры
Середина 1630-х гг. Хертогенбос, Нидерланды.
Бумага, наклеенная на холст, масло. 346 × 646 см.
Государственный Эрмитаж. Инв. ГЭ 9647

Работа над шпалерой всегда начиналась с эскиза художника. Хороший художник — гарантия красивого и технологически правильного рисунка. Эскиз после согласования и утверждения заказчиком переводили в модель — картину, а с нее изготавливали картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. В разные времена для картона использовали различные техники. В Средние века картон рисовали чернилами на льняной ткани, затем к ним добавились водяные и масляные краски, примерно с XVI века картоны делали на больших листах бумаги, которые для прочности клеили на холст. Картон применялся на станке для исполнения с него ковра, его располагали под нитями основы, и ткач в своей работе следовал контурам и цветовым градациям. Часто на картоне номерами помечали области того или иного цвета.

После того, как были подготовлены и спрядены нити, наступала очередь красильщиков, которые окрашивали нити в заданные оттенки. Увеличение количества цветов, так же как и использование золоченых и серебряных нитей, значительно удорожало будущий ковер. За соблюдением технологии крашения строго следили гильдии шерстянщиков.

Самый длительный период работы был у ткачей. Обычно над одним ковром трудились несколько мастеров. Скорость работы зависела от плотности основы и, соответственно, от количества узлов на 1 кв. см. В среднем один ткач мог выткать примерно от 0,5 до 1 кв. м ковра за год. В зависимости от сложности рисунка и количества цветов работа над одной крупной шпалерой могла продолжаться на протяжении нескольких лет.

У ткачей была своя специализация. Самыми высокооплачиваемыми были мастера, ткавшие лица, руки и фигуры. Были мастера, которые делали только пейзажи или орнаментальные бордюры. Ремесло, как правило, предавалось по наследству, обучение начиналось уже в детстве. В шпалерных центрах складывались целые династии ткачей, что способствовало оттачиванию мастерства.

Золотой век шпалерного ткачества
ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVI ВЕКЕ

На натянутой основе из шерсти или льна по расположенному снизу картону изображения ткали шерстяной или шелковой пряжей и металлическими нитями. Для шпалерного ткачества использовали нить из шерсти специальной породы длинношерстных овец: такие нити не имеют ворсистости и позволяют создавать гладкую поверхность. По основе ткач мог выполнить проходы маленькими челноками, на которых были намотаны нити разных цветов, варьируя способы переплетения утка и основы, направления узлов, стыковки участков различных цветов. Количество узлов, а, следовательно, и тонкость рисунка, зависела от плотности основы, которая колебалась в Европе от 4 до 12 нитей основы на 1 см.

Во Фландрии очень строго регламентировалось качество материалов, шерстяных и шелковых нитей, красителей, что обусловило прекрасное состояние шпалер, сохранившихся до наших дней. Наряду с Брюсселем на протяжении XVI века крупными фламандскими шпалерными центрами стали города Антверпен, Брюгге, Ауденарде, Ангиен. С первой половины XVI столетия во Фландрии работал целый ряд крупных мастеров, владельцев мастерских, таких как семья Гёбель, Питер ван Алст, Паннемакер, ван ден Хекке и другие.

В начале XVI века в Европе сформировался обширный рынок шпалер, и мастерским потребовалась защита их авторских прав. В Брюсселе в 1528 году специальным указом было введено правило маркировать шпалеры маркой города — «BB» (Брюссель — Брабант). С 1544-го требование ткать марку распространилось на все Нидерланды.

В 1515 году Рафаэль и его ученики по заказу папы римского Льва X написали серию картонов для шпалер «Деяния апостолов». Восемь шпалер предназначалось для украшения Сикстинской капеллы, они были исполнены в Брюсселе в мастерской Питера ван Алста под наблюдением Бернара ван Орлея. Картоны Рафаэля очень отличались от фламандских шпалер того времени. Объемно трактованные фигуры уже не заполняли всю поверхность ковра, а располагались на фоне пейзажей с хорошо переданным пространством. Только широкие бордюры придавали им сходство со стенным ковром. Эти шпалеры оказали огромное влияние на все шпалерное ткачество XVI века.

Переход от готики к Возрождению в шпалерном ткачестве происходил постепенно. Фламандские художники приезжали учиться в Италию, а затем возвращались на родину с новыми умениями. Одним из лучших мастеров эпохи Ренессанса в шпалерном ткачестве был Бернар ван Орлей (между 1487 и 1491–1541). Талант, интерес к монументальным композициям, знакомство с работами итальянских художников и особенно с творчеством Рафаэля помогли ему найти новые пути для развития фламандских шпалер, не отказываясь от бытовавших традиций. Шпалеры середины и второй половины XVI века постепенно сближались с живописью, хотя средневековые каноны все еще сохранялись до конца столетия, что придавало стенным коврам декоративность, отличающую их от фресок.

Один из крупнейших заказов на фламандские шпалеры в XVI веке был сделан для польского короля Сигизмунда II Августа. Несколько серий шпалер на ветхозаветные сюжеты были заказаны для Вавельского замка, они использовались во время бракосочетания короля в 1553 году. Авторство картонов серии приписывается Михилю Кокси, фламандскому художнику, работавшему при дворах Маргариты Пармской и Филиппа II. Знакомство Кокси во время его пребывания в Италии в 1529–1539 годах с итальянским искусством эпохи Возрождения и в особенности с работами Микеланджело, Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо повлияло на характер композиции и трактовку изображенных персонажей.

Мастерские Фландрии в XVII веке

После гражданской войны 1560–1570-х годов и массовой эмиграции ведущих шпалерных мастеров Нидерланды не утратили и даже сумели восстановить в начале XVII века прежние объемы своего шпалерного производства, таким образом сохранив славу фламандских шпалер. В стенных коврах конца XVI — XVII века прослеживается влияние стиля барокко, что сказывалось не только на их композиции, но и характере бордюров.

Фото

Шпалера «Фетида, принимающая доспехи Ахилла от Гефеста». Из серии «История
Ахилла». 1630-е – 1653 гг. Фландрия, Брюссель, Мастерская Яна Раеса, по картонам Питера
Пауля Рубенса, 1630–1635 гг. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 410 × 455 см.
Государственный Эрмитаж. Инв. Т 16734

Огромное влияние на фламандское и вообще европейское шпалерное ткачество оказал Петер Пауль Рубенс, который вместе со своей мастерской выполнял картоны для шпалер. Помимо Рубенса, картоны для шпалер создавал Якоб Йорданс, а также художники их круга. Нередко с одного и того же картона в разное время изготавливали ковры разные мастерские, так как картоны перепродавались на протяжении нескольких десятилетий. Рубенс создал свой узнаваемый стиль в шпалерном ткачестве, для которого характерны крупные фигуры, занимающие почти всю поверхность ковра, как будто едва умещающиеся в тесных рамках бордюров, экспрессия и движение, живописность красок. В эпоху барокко бордюры стали широкими, с крупными изображениями плодов и аллегорических мотивов, сочетающихся с основным сюжетом.

Фото

Шпалера «Музыка». Из серии «Семь свободных искусств». Вторая половина XVII в.
Брюгге, Фландрия. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 384 × 467 см. Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2947

Самые крупные брюссельские мастерские XVII века принадлежали старинным семьям Лейнерс, ван ден Хекке, Рэс. В этот же период прекрасные мастерские, соперничавшие с брюссельскими, работали в Антверпене, Ауденарде, Брюгге. Они также стремились заказывать картоны лучшим художникам своего времени.

Сюжеты шпалер XVII века в целом соответствовали вкусам и художественным принципам эпохи барокко: это мифологические и религиозные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, истории знаменитых полководцев, грандиозные батальные сцены и триумфальные шествия победителей. Одновременно с коврами на возвышенные сюжеты мастерские Фландрии выпускали пейзажные шпалеры-вердюры для украшения частных интерьеров. Свое название вердюры получили от французского слова «verdure» — «зелень», «листва». Основное их содержание — зеленые пейзажи с фигурами животных и птиц на переднем плане, архитектурных построек в глубине, иногда в композицию вводились небольшие фигурки пастухов и охотников или сцены из истории или мифологии, что вместе создавало так называемый «сад удовольствий» (Jardin du plaisire).

В конце XVII века в шпалерное ткачество пришли сюжеты из повседневной жизни простых людей, которые ранее невозможно было представить в столь возвышенном виде художественного ремесла. Композиции небольших картин Давида Тенирса Младшего переводились в картоны для полноразмерных шпалер, которые получили большое признание на европейском рынке в конце XVII — начале XVIII века.

В XVII столетии утвердилась тенденция к международному обмену в области производства шпалер. Картоны фламандца Рубенса использовались парижскими мастерскими, фламандцы, в свою очередь, ткали шпалеры по картонам француза Шарля Лебрена, первого живописца короля Людовика XIV и директора мануфактуры Гобеленов. В течение XVII века фламандских ткачей приглашали в другие страны для организации шпалерных производств, поскольку они были носителями лучших традиций ремесла. В первой половине XVII века Фландрия оставалась лидером в производстве стенных ковров, однако вместе с тем в это время стали появляться и другие шпалерные центры, способные составить ей достойную конкуренцию.

Королевская мануфактура
Гобеленов

В начале XVII века французский король Генрих IV пригласил из Нидерландов ткачей для организации шпалерных мастерских в Париже. Картоны для этих мастерских заказывали лучшим французским художникам. Самая крупная мастерская была организована фламандцами Шарлем Комансом и Рафаэлем де ла Планше в предместье Парижа Сен-Жермен. Для этой мануфактуры по заказу Людовика XIII Рубенс исполнил эскизы картонов серии «История императора Константина», состоящей из 12 шпалер.

В 1662 году в поместье красильщиков шерсти и банкиров Гобеленов была запущена Королевская шпалерная мануфактура, которая сразу начала выпуск стенных ковров наивысшего качества. Успех не был случайностью, поскольку во Франции к этому времени был накоплен значительный опыт и имелись прекрасные специалисты — как ткачи, так и художники. Директором мануфактуры был назначен Шарль Лебрен, первый живописец короля. Поддержка государства способствовала процветанию мануфактуры Гобеленов и немедленному успеху ее продукции. В итоге французские ткачи выиграли конкуренцию у фламандцев, и с этого времени самые лучшие европейские шпалеры ткались во Франции. Первые картоны для мануфактуры делали французские художники, но наравне с этим Гобелены выпускали серии ковров, своего рода вольные копии с фламандских шпалер XVI века. Гобелены часто имеют марку мануфактуры — имя руководителя мастерской и год исполнения.

Фото

Статуя Жана-Батиста Кольбера во внутреннем дворе мануфактуры
Гобеленов. Фото: И. Бородин

Фото

Главное здание мануфактуры Гобеленов. Фото: И. Бородин

Фото

Шпалера «Парнас». Из серии «Ватиканские залы». Копия фрески Рафаэля выполнена Шарлем Дефоре. Картон для гобелена с копии выполнен Жаном-Батистом Монуайе. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов, Мастерская Одрана. 1768-1772 годы. Париж, Франция.
Шерсть, шелк, шпалерное ткачество, 483 × 677 см. Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2948.

Надо отметить, что в литературе существует терминологическая путаница в отношении употребления слов «шпалеры» и «гобелены». Важно помнить, что термин «гобелен» подразумевает только шпалеру, вытканную на мануфактуре Гобеленов в Париже.

На протяжении всего XVIII века Гобелены выпускали большие серии шпалер: «Стихии», «Музы», «Ватиканские залы», «Новые» и «Старые Индии». В середине столетия выпускались гобелены по картонам Франсуа Буше, оказавшим огромное влияние на европейскую текстильную промышленность. Во второй половине XVIII века в гобеленовом производстве укрепилась тенденция к максимальной имитации масляной живописи. Достижения ткачей и красильщиков привели к тому, что в одной шпалере могли присутствовать сотни оттенков. Это давало почти безграничные возможности для имитации живописной поверхности. Даже бордюры шпалер стали выполнять в виде массивных лепных золоченых рам. Такие шпалеры натягивали на подрамники и вставляли в стенные панели.

Фото

Премацци Луиджи. Акварель «Малиновая гостиная». Из серии «Виды интерьеров Гатчинского дворца». 1872 г.
Бумага, картон, акварель, карандаш, белила, кисть. 36,5 × 44,4 см.
СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-12450. ГДМ-490-XI

Фото

Гау Эдуард Петрович. Акварель «Тронная Павла I» из серии «Виды интерьеров
Гатчинского дворца», 1878. Бумага, картон, акварель, карандаш, белила, кисть. 29,4х42,9
см. СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-7710. ГДМ-423-XI. №ГК-20907736.

Фото

Гобелен «Полосатая лошадь». Из серии «Новые Индии». (Из Верхней Тронной Павла I.)
Париж. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов. 1774 г. Мастерская Нельсона по
картонам Франсуа Депорта 1737–1741 гг. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 373 × 499 см.
СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-2199. ГДМ-169-II

Фото

Гобелен «Двое слуг несут вождя». Из серии «Новые Индии». (Из Верхней Тронной Павла I.)
Париж. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов. 1781 г. Мастерская Нельсона по
картонам Франсуа Депорта 1737–1741 гг. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 373 × 499 см.
СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-2200. ГДМ-170-II

Все гобелены поступали в распоряжение королевского двора, поскольку деятельность мануфактуры оплачивалась из средств короля. Часто они служили особыми подарками от имени французской короны. Во время путешествия во Францию великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны Людовик XVI подарил им 20 гобеленов, хранящихся сегодня в коллекции Государственного Эрмитажа, Гатчины и Павловского дворца.

читать дальше