Триумф Надежды

Триумф Надежды

Из серии «Триумф семи Добродетелей». 1525–1528 гг.
Южные Нидерланды, Брюссель.
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 420 × 530 см.
Инв. II.2.д 2

Хотя и вторгается ужасное присутствие смерти, однако крепка надежда на милость Божию

Серия шпалер «Триумф семи добродетелей», прославляющая теологические и кардинальные добродетели, была создана в одной из мастерских Брюсселя в 1520-е годы. Ее созданию предшествовало написание морально-дидактической программы, ставшей иконологическим руководством для художников, создававших эскизы и картоны для шпалерной серии. Литературная программа серии, вероятно, созданная одним из литераторов-гуманистов при дворе Маргариты Австрийской, была призвана показать сложное представление об устройстве мира, религиозных и моральных ценностях.

Триумф Благоразумия

Триумф Благоразумия

Триумф Умеренность

Триумф Умеренность

Триумф Надежды

Триумф Надежды

Триумф Веры

Триумф Веры

Триумф Милосердия/Любви

Триумф Милосердия/Любви

Триумф Справедливости

Триумф Справедливости

Триумф Силы

Триумф Силы

Аллегорические сюжеты средневековой дидактической литературы часто использовались в шпалерах XV–XVI веков, преимущественно в сериях. Благодаря обстоятельному исследованию известного знатока средневековых и ренессансных шпалер Женевьевы Сушаль серия шпалер «Триумф семи добродетелей» была реконструирована. И хотя отсутствие документальных источников не позволило определить авторство литературной программы и имя художника, принимавшего участие в изготовлении эскизов, в работе известного специалиста по нидерландским шпалерам Ги Делмарселя был реконструирован исторический контекст создания серии шпалер «Триумф семи добродетелей».

Монументальная представительность и патетические преувеличения тканых циклов, рассчитанных на массовый отклик, давали им немалые преимущества перед традиционными фресками и живописью на досках. Шпалеры, созданные для украшения интерьеров парадных залов замков и дворцов, выступали как часть общего художественного ансамбля, наиболее ярко демонстрируя богатство, силу и величие их владельцев. Композиционная продуманность и четкая выстроенность сложного многофигурного изображения были явно рассчитаны на подробное разглядывание, а сюжет — на столь же подробное «прочтение».

В одиннадцати музеях и частных собраниях мира находятся семнадцать шпалер, относящихся к нескольким повторениям серии «Триумф семи добродетелей». Серия пользовалась успехом и повторялась не менее пяти раз в период до 1535 года. Композиции одинаковых сюжетов идентичны. Они представляют собой триумфальные шествия с колесницами, на которых восседают персонификации добродетелей. «Триумф Надежды» — единственная шпалера из серии, на которой аллегория добродетели изображена восседающей на ладье. В верхней части всех шпалер размещены бандероли с двустишиями на латинском языке, передающими содержание композиции. У восьми шпалер из семнадцати на нижней кромке бордюра сохранилась марка Брюсселя: гербовый шит между двумя буквами «В» (Брюссель — Брабант). Эта марка столицы герцогства Брабант была установлена брюссельским магистратом 16 мая 1528 года.

Исследование и реставрация

Технико-технологические исследования являются обязательным этапом работ перед началом реставрации. В ходе проведения микроскопических исследований, изучаются параметры отобранных образцов нитей, природа и степень их сохранности. С помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии и метода молекулярной спектроскопии определяется природа красителей, использовавшихся при крашении волокон и нитей шпалер. Результаты исследований учитываются при составлении программы реставрации.