Триумф Славы

Триумф Славы

из серии «Триумфы Петрарки». 1500–1520-е гг.
Южные Нидерланды, Турне (?)
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 386 × 438 см.
Инв. II.2.д 134

Все умерщвляет Смерть,
но Слава торжествует над Смертью.

Явилась мне владычица тогда,

Чей вечный враг – забвенье гробовое;

И как любвеобильная звезда,

Предшественница солнечного света,

Таким сопровождением горда,

Приблизилась, и где найти поэта,

Чьим словом, вместо слов моих простых

Была бы лучезарная воспета?

Петрарка. Триумф Славы

Сюжет шпалеры, а также верхняя надпись на ней указывают на то, что она происходит из серии, посвященной так называемым «триумфам Петрарки». В соответствии с композицией соответствующей поэмы Петрарки, этот триумф – четвертый из шести: Слава сильнее предшествующих ей триумфаторов – Любви, Целомудрия и Смерти, но слабее последующих - Времени и Вечности. Она изображена в виде крылатой молодой женщины, увенчанной лавровым венком и трубящей сразу в две трубы. Ее триумфальную повозку тянут три слона, а вокруг толпятся отмеченные ее вниманием многочисленные исторические и мифологические персонажи, одетые в роскошные одежды начала XVI века.

В Музее истории искусств в Вене представлена единственная полностью сохранившаяся серия шпалер «Триумфы Петрарки». Шпалера «Триумф Славы над Смертью» из ГМИИ им. А.С. Пушкина композиционно и содержательно наиболее близка предметам из этой серии.

Серия шпалер была изготовлена в начале XVI века, в одном из ткацких центров Южных Нидерландов, возможно в Турне. Изображения триумфов Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности давали возможность художникам показать эклектическое смешение различных религиозных, исторических и мифологических персонажей. Многие из этих фигур, такие как Язон или Персей, в свою очередь, давали сюжеты для следующих серий шпалер. Несомненно, авторами картонов для этих серий были ведущие художники, работавшие в Южных Нидерландах в начале XVI века. Особую популярность и известность шпалеры на сюжеты из «Триумфов» Петрарки приобрели около 1510 года.

Триумф Любви

Триумф Любви

Триумф Целомудрия над Любовью

Триумф Целомудрия над Любовью

Триумф Смерти над Целомудрием

Триумф Смерти над Целомудрием

Триумф Славы над Смертью

Триумф Славы над Смертью

Триумф Времени над Славой

Триумф Времени над Славой

Триумф Вечности над Временем

Триумф Вечности над Временем

Считается, что впервые сюжеты из «Триумфов» Петрарки были использованы для шпалер в 1399 году, когда для короля Филиппа II выткали стенные ковры с композициями на темы «Триумфов». В середине XV века серия шпалер с такими же сюжетами была исполнена для Джованни де Медичи. Новая волна интереса заказчиков к произведению Петрарки поднялась около 1500 года, когда были вытканы сразу несколько серий стенных ковров на тему «Триумфов» Петрарки. Серии шпалер «Триумфы Петрарки» встречаются в инвентарях многих европейских дворов. Одна из них была изготовлена в 1504 году для Изабеллы I, королевы Испании. Шпалера «Триумф Славы» из этой серии недавно была приобретена Музеем Метрополитен в Нью-Йорке. Считается, что под влиянием картонов серии «Триумфы Петрарки» Изабеллы I были вытканы последующие серии шпалер, в том числе для королей Генриха VIII и Людовика XII.

Исследования

Технико-технологические исследования являются обязательным этапом работ перед началом реставрации. В ходе проведения микроскопических исследований, изучаются параметры отобранных образцов нитей, природа и степень их сохранности. С помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии и метода молекулярной спектроскопии определяется природа красителей, использовавшихся при крашении волокон и нитей шпалер. Результаты исследований учитываются при составлении программы реставрации.