В 2012 г. в мастерской реставрации живописи была завершена реставрация картины сиенского художника Бернардино Фунгаи «Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса». Это произведение является парным к картине «Великодушие Сципиона Африканского», хранящейся в Государственном Эрмитаже, реставрация которой была завершена несколько лет назад. В связи с этим работа над нашей картиной проводилась в тесном контакте с коллегами из Эрмитажа.
Состояние сохранности до реставрации картины из Пушкинского музея существенно отличалось от парной из-за того, что она была в 1901 г. «переведена» с дерева на холст (рест. А. Сидоров), в то время как эрмитажный вариант сохранён на оригинальной деревянной основе. Результатом столь радикального вмешательства в структуру произведения стали многочисленные деформации, механические повреждения, нахлёсты фрагментов красочного слоя. Кроме того, в процессе перевода было проведено тотальное удаление авторского грунта, вследствие чего с лицевой стороны пропечаталась несвойственная для темперной живописи фактура холста. На поверхности картины имелись многочисленные разновременные перегрунтовки и потемневшие записи, существенно искажающие первоначальный замысел художника. Особенно многослойные поновления наблюдались на участках вдоль трещин первоначальной основы.
Перед началом реставрационных работ были проведены комплексные исследования: съёмка в видимой УФ-люминесценции и ИК-лучах позволила выявить состояние сохранности авторской живописи, скрытой под слоями записей. Исследование в рентгеновских лучах оказалось достаточно информативным по причине того, что при переводе картины на новое основание вместо свинцовых белил, применявшихся обычно реставраторами, были использованы цинковые. Рентгенографирование выявило многочисленные утраты грунта, местами значительные. Были проведены физико-химические исследования грунта и красочных слоёв методами микрохимии, микроскопии в отражённом свете, гистохимии, ИК-спектроскопии, в результате которых был подтверждён факт удаления авторского гипсового грунта и замена его новым, наполнителем которого являются цинковые белила. Также были определены послойность и пигментный состав некоторых колеров авторской живописи и записей. Велась подробная фотофиксация всех важнейших реставрационных процессов, в том числе макро- и микросъёмка.
В процессе реставрации на картине было проведено локальное укрепление грунта и красочного слоя, удаление многочисленных позднейших наслоений в виде потемневших лаков, частичных прописей и обширных записей. Старые поновительские мастиковки, широко заходившие на оригинальную живопись, были удалены с поверхности авторского слоя и выровнены, некоторые заменены на новые; в места утрат был подведён реставрационный грунт. Картина была покрыта лаком, после чего утраты живописи были тонированы с применением натуральных пигментов; утраты золота восполнены творёным золотом.
В результате проведённых реставрационных мероприятий картина приобрела экспозиционный вид.