После двух лет работы специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря закончили реставрацию картонажного чехла мумии египтянина Ип (I –IV вв. н.э.: инв. № I.1.а 1239). Подобные чехлы начинают изготавливать с эпохи Нового царства (вторая половина II тыс. до н.э.). Их прообразом можно считать саркофаг в форме спеленатой мумии. Картонаж представляет собой несколько слоев ткани или прессованного папируса, пропитанных клейким веществом, покрытых тонким слоем гипса и раскрашенных. Картонажное покрытие, или чехол, полностью закрывавший мумию, изготавливали, по-видимому, на специальной форме, после высыхания сзади делали разрез, в который после изъятия формы вставляли мумию. Швы соединяли узкими льняными ленточками, продернутыми в отверстия. Чехлы мумий расписывали, в целом, как саркофаги. На чехле Ип мы видим маску умершего, парик с ниспадающими на грудь прядями, широкое ожерелье, под которым изображение бога Амона-Ра – голова барана, его священного животного, и тело самки коршуна, его супруги богини Мут. В центральной части тянется полоса с иероглифической надписью.
Картонажный чехол мумии Ип находился в очень плохом состоянии сохранности: сильно деформирован, со сквозными отверстиями в нескольких местах; ткань обветшала, красочный слой осыпался.
Специалистами ГМИИ им. А.С. Пушкина и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря были проведены очень сложные, основанные на уникальной реставрационной методике, работы по восстановлению экспозиционного вида картонажа. Им предшествовало тщательное изучение состава красочных слоев, связующих материалов, исследование ткани, реконструкция технологии изготовления картонажа.
Первоочередной задачей было конструктивное укрепление разрушенной в нескольких местах основы, поскольку только эта мера могла остановить саморазрушение памятника. Из-за утраченных конструктивных элементов усиливалась нагрузка на сохранившиеся части картонажа, который под собственным весом деформировался и «сбрасывал» с себя грунт с красочным слоем.
Для создания опоры «проваливающемуся» чехлу мумии реставраторы изготовили из пенопласта основу, повторявшую форму картонажа. Основу поместили внутрь чехла и, таким образом, появилась возможность фиксации и консервации как ослабленного тканевого слоя картонажа, так и осыпей грунта с красочным слоем. Большую сложность представляла собой реставрация затвердевших за тысячелетия, деформированных участков тканевой основы, пропитанных смолами. Реставратору О.С. Поповой пришлось провести огромную работу по консолидации тканевых слоёв, по устранению деформаций, дублированию разрывов и по восполнению утрат.
Художники-реставраторы полихромной скульптуры Симонов В.Г., Синицына Л.П., Филяюшкин В. В. провели весь комплекс работ по укреплению грунта и красочного слоя, удалению загрязнений, подведению реставрационного грунта и необходимых мастиковок. В результате применения апробированных и безопасных реставрационных методов и материалов был полностью восстановлен экспозиционный вид памятника древнеегипетского искусства.