Лоран Де Ла Ир «Введение во храм»

Автор Лоран Де Ла Ир
Название «Введение во храм»
Школа Франция
Датировка 1636
Материал Холст, масло
Размеры 292х199 см
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

Полотно Лоран де ла Ира поступило в Румянцевский музей из собрания князей Юсуповых в Петрограде в 1925 году.

Картина Лоран де ла Ира «Введение во храм» представляет собой большую алтарную композицию 292х199 см. Первоначально верхняя часть имела   полукруглое завершение, возможно картина вписывалась во внутреннее арочное архитектурное пространство, для которого она была исполнена. На изображении ступеней внизу в центре картины находится подпись художника и год окончания работы —1639. 

Известно, что князь Николай Борисович Юсупов купил картину на аукционе в Париже в конце XVIII века.  До нас дошли первые сведения о ее реставрации: «В Париже Юсупов отдавал ряд произведений в реставрацию, дублировались холсты на картинах …Ла Ира… возможно, это была вынужденная мера, необходимая для отправки полотен в Россию» (Л. Ю. Савинская «Коллекция живописи князей Юсуповых»). 

 Следующие сведения о повреждении картины и дальнейшей её реставрации появляются после пожара в главном усадебном доме дворцового комплекса Архангельское. В «описи сгоревшим и оказавшимся ныне на лицо испорченным разным вещам Генваря 28-ого дня 1820-ого года» есть следующее упоминание: «Введение во Храм мастера ЛАИРА прорвана». 

Третья известная нам масштабная реставрация проводилась уже в ГМИИ в 1929–1933 гг. реставраторами П.Д. Кориным и В.Н.Яковлевым. 

В течение последних десятилетий реставрационные работы возобновились: в начале 2000 года студенты училища Памяти 1905 года под руководством Г.М. Ерховой укрепляли участки с осыпями на картине. 

В 2012 году картина поступила на реставрацию из-за многочисленных отставаний авторского холста от дублировочного и возникшими из-за этого приподнятостями грунта с красочным слоем, а местами, и осыпями. 

Перед реставрацией были проведены различные виды фото-исследований.  Границы сильных отставаний авторского холста от дублировочного определились с помощью фотофиксации общего вида картины в боковом рассеянном свете. Участки с наиболее обширными позднейшими поновлениями, прописями живописной поверхности и неравномерным лаковым покрытием стали видны при съёмке с использованием ультрафиолетового излучения. Проведённое рентгенографирование позволило увидеть множественные утраты холста и составить представление о повреждениях основы.

В первую очередь необходимо было провести укрепление основы и, там, где это требовалось, грунта с красочным слоем. В процессе этой работы стало понятно, что плотные слои записей и лака, лежащие поверх авторской живописи, мешали проникновению клея и укреплению связи между слоями. Поэтому на реставрационном совете было решено сначала удалить толстый слой лака, разновременные тонировки и местами попадавшиеся грубые записи, а затем приступить к работе с основой. 

Удаление записей и лака велось небольшими участками с использованием растворителя, довыборка отдельных фрагментов производилась скальпелем. Из-за состояния картины и ее больших размеров эта работа велась целый год. Пробные раскрытия на различных участках картины показали, что тонировки лежат в основном в межлаковых слоях, поэтому при утоньшении лаковой плёнки  частично удалялись и поздние записи. После удаления старых «поновлений» открылись значительные участки хорошо сохранившейся живописи Лорана де ла Ира. Размеры утрат авторской живописи составили около 20% общей площади картины. 

 Во время работы по удалению записей было обнаружено несколько крупных участков с перегрунтовками, лежащими поверх авторской живописи: на изображении неба слева около колонны, на изображении лица Иоакима и вдоль вертикального шва картины. Старый реставрационный грунт на этих участках был выровнен до границ утраты.

После проведения всех описанных выше работ по всей поверхности картины был укреплен грунт с красочным слоем. Затем картину сняли с подрамника, раздублировали и растянули на крафтовых полях на рабочем подрамнике. Клеевая масса, оставшаяся от предыдущей дублировки, была удалена, авторский холст укреплён, устойчивые деформации выровнены, а в места утрат авторского холста подведены вставки. Картина была дублирована и натянута на новый экспозиционный подрамник.

Последний этап работы с картиной — восполнение многочисленных утрат красочного слоя. Прежде чем приступить к этой работе, был выровнен подведённый в места утрат реставрационный грунт. На участках с подведённым грунтом по возможности была имитирована фактура авторских мазков, а рядом с более тонко прописанными участками авторской живописи фактура нитей холста.

 Воссоздание утраченных участков живописи велось итальянскими реставрационными красками «Maimeri», разведёнными составом solvent forte per restauro (maimeri)+ пинен и тонкой колонковой кистью №1,5. 

Тонирование такого большого объёма утрат велось частями, начиная с нижней левой четверти. После полного завершения тонировок одной четверти картины производилась фотофиксация, и работа продолжалась на следующей четверти полотна. По окончании тонировок картина была покрыта защитным слоем лака (даммарный лак с пиненом).

Реставратор по деревянным основам сделал для картины новую раму со специальными врезками, имитирующими формат алтарного образа с арочным завершением, который был у картины изначально.

В связи с монументальными масштабами картины и большим количеством утрат работа по восстановлению продолжалась 6 лет (с 2012 по 2018 год).

В результате проведённых реставрационных процессов удалось восстановить оригинальную стилистику живописи автора: её воздушность и светоносность. Картина дополнила экспозицию зала французской живописи XVII века.