Картина «Натюрморт со скрипкой и серебряной посудой» поступила на реставрацию в марте 2021 года в связи с подготовкой выставки натюрморта в региональных музеях России.
Плотный слой лака, пожелтевший от времени и потерявший прозрачность, мешал восприятию живописи, поэтому было решено провести утоньшение лаковой пленки. Перед началом реставрационных работ картина была исследована в УФ- и ИК-лучах, сделаны фотографии и проведено рентгенографирование произведения. Рентген ясно показал, что в центральной части, под изображением фруктов, справа проступают контуры человеческого черепа. На снимке хорошо видны челюсть, зубы и глазные впадины.
Согласно каталожным данным, картина поступила в ГМИИ в 1924 году. До этого она находилась в собрании Л. Манделя. Видимо, в период пребывания в частной коллекции, по просьбе заказчика череп был записан более нейтральным изображением фруктов. Решением реставрационного совета было дано задание полностью удалить позднейшую запись в случае хорошей сохранности авторской живописи.
На верхней части изображения тыквы было сделано небольшое пробное утоньшение лака и записи. В процессе раскрытия установлено, что авторский красочный слой под записью не пострадал. Удаление записи шло небольшими участками, во время этой работы постоянно проводилась фотофиксация.
После удаления записи «Натюрморт со скрипкой и серебряной посудой» со всеми изображенными на нем предметами и главным атрибутом — черепом — встал в один ряд натюрмортов XVII–XVIII веков на тему vanitas («Тщета всего земного»).