Констан Тройон «Вол»

Автор Констан Тройон
Название Вол
Школа Франция
Датировка 1851
Материал Холст, масло
Размеры 80х71см
Реставратор(ы) Кленчев Алексей Николаевич
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

Французский художник Констан Тройон (1810–1865) — признанный мастер анималистической картины. Родившись в Севре, центре фарфорового производства, юный Констан пошел по стопам отца и освоил искусство декоративной росписи. Позднее, увлекшись пейзажем, Тройон решил продолжить образование. Он отправился в путешествие по Франции и примкнул к Барбизонской школе — сообществу художников, открывших зрителям красоту и самоценность реалистического пейзажа.

Переломный момент в творчестве художника наступил после его посещения Гааги, где он познакомился с работами Паулюса Поттера (1625–1654). В итоге Тройон нашел себя в анималистическом жанре и добился широкой известности. Его живопись имела успех в салонах, среди поклонников мастера был сам император Наполеон III.

Картина Констана Тройона «Вол» из собрания ГМИИ относится к зрелому периоду творчества художника. При общей неплохой сохранности живописи ее цвето-тональное восприятие, тем не менее, было нарушено пожелтевшим лаком.

В живописи лак несет двойную функцию: придавая блеск и глубину красочному слою, он одновременно защищает живопись от воздействия солнечного света. Однако природный лак со временем стареет, приобретая желто-коричневый оттенок, что произошло и в данном случае.

Для возвращения картине первоначальных цветовых и тоновых качеств было принято решение провести реставрацию. На первом снимке, сделанном в ходе фотофиксации процесса, хорошо виден контраст фрагментов пробного утоньшения лака с общей сильно пожелтевшей поверхности картины. Исследование в УФ-лучах выявило неравномерность лака, потертости и старые тонировки.

В ходе реставрации был обеспылен оборот картины, местно укреплены грунт и красочный слой, устранены деформации основы, удалены мелкие старые тонировки, утоньшен неравномерный реставрационный лак, подведен грунт в местах утрат. На завершающем этапе картина была покрыта реставрационным лаком и тонирована.