Паоло Веронезе, Воскресение Христа

Автор Паоло Веронезе
Название Воскресение Христа
Школа Италия
Датировка XVII век
Материал Холст, масло
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

«Воскресение Христа» происходит из замечательного собрания предметов искусства премьер-министра при британских королях Георге I и Георге II и крупнейшего английского мецената первой половины XVIII века Сэра Роберта Уолпола. Многие работы из этой коллекции, в том числе и наша картина, были проданы Екатерине Великой. Какое-то время «Воскресение Христа» украшало покои императрицы Александры Федоровны в Гатчине, откуда картина перешла в коллекцию Эрмитажа, а затем, в 1928 году, была передана в ГМИИ им. А.С. Пушкина. До поступления произведения в музей Паоло Веронезе считался единственным его автором. Однако впоследствии, изучая эту картину, ученые пришли к выводу, что она была написана Веронезе лишь частично, а большую ее часть выполнили ученики.

Что заставило специалистов сделать такие выводы? На момент поступления в собрание музея то, как выглядела эта картина, значительно отличалось от ее первоначального облика. За годы своего бытования «Воскресение Христа» неоднократно подвергалось реставрационным вмешательствам, а подход к реставрации в XVIII-XIX веках был совершенно иным.

В первую очередь, правильному восприятию картины мешал толстый слой мастичного лака, покрывавший ее целиком. Такой лак склонен к потемнению, а на поверхности полотна он лежал в несколько слоев, наложенных в разное время. Это полностью изменило колорит картины, сделав его значительно темнее. Впервые «Воскресение Христа» поступило в реставрационную мастерскую ГМИИ им. А.С. Пушкина именно по этой причине. В 2013 году в музее Хаутон-холл в Англии должна была пройти выставка предметов из коллекции Роберта Уолпола. Для отправки картины на выставку было необходимо удалить слой пожелтевшего лака с ее поверхности, чтобы придать ей экспозиционный вид.

Реставрацию произведения начал Юрий Михайлович Кузнецов, а продолжила и завершила Надежда Сергеевна Кошкина. Работа была длительной и кропотливой, поскольку требовалось удалить толстые слои лака. После его раскрытия картина преобразилась: ее колорит стал значительно светлее и легче, краски – ярче.

По возвращении из Англии картина вновь отправилась в мастерскую к Надежде Сергеевне. После раскрытия лака были обнаружены многочисленные поздние записи, перекрывавшие авторскую живопись. Освобождение картины от этих записей стало новой задачей реставратора. В этом ей помогли исследования, обязательные для такой работы.

В первую очередь использовались снимки полотна в рентгеновских лучах. Рентген помогает определить сохранность и авторство картины: благодаря ему можно увидеть наличие оригинальных красок и пигментов, авторский почерк под слоями записей и лака. Съемка в инфракрасном излучении дает четкую картину того, каким был предварительный рисунок, как менялась композиция в процессе написания картины. Съемка в ультрафиолете четко показывает поздние вмешательства в произведение: записи и поновления на них выглядят темнее оригинальной живописи.

Руководствуясь данными исследований, реставратор удаляла слои поздних записей, под которыми обнаружился реставрационный грунт. Этот вид грунта легко удалялся водой, постепенно обнажая оригинальную живопись Веронезе.

Когда долгая и трудоёмкая работа Надежды Сергеевны была завершена, картина предстала взорам специалистов в совершенно ином качестве, у искусствоведов не осталось сомнений: «Воскресение Христа» принадлежит кисти Веронезе.

Последним доказательством его авторства стало проведенное микрорентгеноспектральное исследование пигментов. Микроскопические образцы синего, зеленого, желтого и оранжевого пигментов были взяты с поверхности картины, чтобы определить их химический состав. В результате были обнаружены свинцовые белила, охра, аурипигмент, малахит и азурит. Последние два подтверждали авторство художника.