В ГМИИ им. А.С. Пушкина завершилась реставрация рельефа Андреа дель Верроккьо «Положение во гроб»
Небольшой терракотовый рельеф «Положение во гроб» работы Андреа дель Верроккьо отреставрирован в рамках проекта «Исследование и реставрация скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса». Данный рельеф, как и другие произведения итальянской пластики XV–XVI веков, серьезно пострадал от взрыва и последующего пожара в бункере Фридрихсхайн в Берлине незадолго до окончания Второй мировой войны.
Судьба памятника непроста. Судя по слепку, сохранившемуся c довоенных времен, по состоянию на XIX век уже была серьезно повреждена верхняя часть рельефа, в том числе утрачен правый верхний угол. В 1945 году вследствие пожара и взрыва произведение раскололось на множество фрагментов, ряд важных деталей был уничтожен. Перед реставраторами стояла трудная задача — вернуть рельефу экспозиционный вид.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина рельеф поступил в виде разрозненных фрагментов. Позднее памятник был очищен от следов огня и сажи, склеен и смонтирован на деревянное основание. Исходя из этих данных, можно предположить, что в послевоенные годы в музее произведения, пострадавшие в бункере Фридрихсхайн, проходили превентивную реставрацию. Но несмотря на это, на рельефе оставались значительные повреждения (сколы по швам, трещина на лице Христа) и утраты (колено Христа, часть складок платья Мадонны, лицо Марии Магдалины).
Особую роль в современной реставрации памятника сыграл уже упомянутый слепок XIX века, сохранившийся в одной из старейших в Европе слепочных мастерских, которая и по сей день работает в Берлине. Благодаря ему реставраторы с помощью отливок восстановили недостающие детали.
Перед реставрацией были проведены необходимые исследования — отчет о них помещен на странице памятника в разделе «Проекты». На рельефе присутствует частично сохранившееся восполнение XIX века, которое на экспертном совете с участием немецких коллег решено было не удалять, поскольку не так много доделок того периода дошло до настоящего времени — это тоже важная часть бытования памятника.
Подробнее о процессе реставрации можно узнать из видеоинтервью с Юлией Устиновой.
Информацию обо всех отреставрированных произведениях в рамках проекта «Исследование и реставрация скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса» можно найти на специальной странице проекта.
Работы были проведены при поддержке Фонда поддержки проектов в области искусства имени Эрнста фон Сименса.