-Н.Е. Кнорре (1956–1994)
История реставрации в музее, богатая примерами бескорыстного самоотверженного труда не одного поколения реставраторов, – это история и самой музейной коллекции, большое число памятников которой получило новую жизнь в реставрационных мастерских. В их работе формировались и развивались принципы и методы реставрации, ставшие во многих случаях основополагающими для современной реставрационной науки.
Первые реставраторы музея В.Д. Сухов и М.К. Юхневич начинали свою деятельность, во многом опираясь лишь на собственный опыт, обретаемый и совершенствуемый ими в работе с материалами музейного собрания. Надо было искать методы и способы реставрации, отличные от старой школы XIX века с ее тенденциями либо к «поновлению» памятников, либо к приданию им «музейного», антикварного вида. Общий уровень реставрации начала XX века предоставлял им ограниченные возможности. И то, что сумели сделать Сухов и Юхневич, явилось определенным достижением в развитии отечественной реставрационной практики.
Владимир Дмитриевич Сухов пришел в музей в 1911 году и в течение нескольких месяцев «безвозмездно» принимал участие в заключительных работах1 «по устройству строительства Музея Изящных Искусств»2 – скромная лепта художника в тот замечательный патриотический акт, детищем которого явился созданный в Москве музей. Сухов продолжил работу, начатую брауншвейгским художником-декоратором К.Костманном, тонировавшим под бронзу и камень гипсовые слепки. Последний держал свой рецепт в секрете, и В. Д. Сухову пришлось пользоваться собственной рецептурой, при этом он «усовершенствовал способ тонирования слепков»3.
В предреволюционный период и в первые годы после Октябрьской революции В.Д. Сухов фактически один осуществлял разнообразные консервационные и реставрационные работы в музее: тонирование и починку слепков, реставрацию бронзы, керамики, мраморной и полихромной деревянной скульптуры. Он занимался монтировкой мелкой пластики, древнеегипетских папирусов, коптских тканей, предпринял первые попытки закрепления египетских известняков. По свидетельству профессора Б.А. Тураева, исполнявшего обязанности старшего хранителя музея в 1916 году, «консерватор по художественной части В.Д. Сухов исполнил ряд весьма ценных и ответственных работ по наклейке и укреплению за стеклами подлинных египетских папирусов из собрания Голенищева, каковые работы до сих пор поручались особо опытным специалистам за границею <...> Во внеурочные часы и дни производил фотографическую съемку для открыток с музейных памятников своим собственным аппаратом и тем самым сделал для учреждения весьма значительные сбережения, устранив необходимость приглашения платного фотографа»4.
В тяжелый период 1919–1924 годов, когда здание музея не отапливалось и находилось в плачевном состоянии, реставрационные работы не прекращались. В холеное время они проводились В.Д. Суховым дома на Малой Знаменке и в импровизированной мастерской на квартире директора музея профессора В.Г. Гиацинтова. Вынужден был работать на дому и М.К. Юхневич, тогда еще хранитель-реставратор картинной галереи Румянцевского музея. С наступлением теплых дней работы переносились в залы, где вновь и вновь приводились в порядок слепки, пострадавшие от сырости и падавшей на них штукатурки5.
В эти годы реставрационные работы в музее начинают контролироваться компетентными государственными организациями. По поручению и под наблюдением Всероссийской реставрационной комиссиипри музейном отделе Главнауки в 1921–1925 годах В.Д. Сухов и реставратор ЦГРМ Д.Ф. Богословский реставрируют фаюмские портреты6. Музей устанавливает контакты с научно-исследовательскими организациями по вопросам консервации древнеегипетских памятников7. К совместной научной работе привлекаются Музей антропологии при Московском университете, Институт силикатной промышленности, Институт археологической технологии при АИМК, Лесной институт. От эмпирической практики музейная реставрация начинает переходить к научной постановке дела.
С 1924 года наступает новый этап в жизни музея, определивший дальнейшее развитие реставрации памятников его коллекции. После шестилетнего периода разрухи здание музея приводится в порядок. Его собрание пополняется картинной галереей Румянцевского музея, произведениями из Государственного музейного фонда и позднее из Эрмитажа. Создается реставрационный отдел, включающий мастерские реставрации скульптуры, живописи и формовочную мастерскую, мастер-формовщик которой А.П. Свирин нередко реставрировал слепки под руководством В.Д. Сухова. Наконец, этот период ознаменовался приходом в реставрационный отдел крупнейших советских реставраторов В.Н. Яковлева (1926) и П.Д. Корина (1929).
Большую роль в организации работы отдела сыграл новый директор музея профессор Н.И. Романов. Все важные реставрационные вопросы отныне решаются специальной реставрационной комиссией, возглавлявшийся им ряд лет. Проводятся консультации со специалистами ЦГРМ и Третьяковской галереи. С 1928 года постоянным представителем от ЦГРМ в комиссию назначен профессор И.Э. Грабарь8.
На деятельности реставрационного отдела на протяжении всей его истории благотворно сказывалось тесное сотрудничество с такими крупными учеными, как И.Э. Грабарь, Н.И. Романов, В.Н. Лазарев, В.Д. Блаватский, Б.Р. Виппер, М.В. Алпатов, A.А. Губер. При активном участии В.Н. Лазарева, долгое время состоявшего членом реставрационной комиссии музея, было принято решение о раскрытии авторской живописи в картине Джулио Романо «Форнарина»9. В.Д. Блаватский, отстаивавший строгонаучный принцип реставрации памятников, сам провел целый рядрасчисток античных ваз. Его работа увенчалась открытием подписной краснофигурной амфоры Полигнота10.
В связи с пополнением музейной коллекции значительно возрос объем реставрационных работ, среди которых заметным событием была реставрация в 1924–1925 годах превосходного мраморного торса Афродиты из собрания Хвощинского, выполненная B.Д. Суховым и помощником реставратора скульптором М.С. Родионовым11.
С середины 1924 года в музее начал работать реставратор масляной живописи Марк Карлович Юхневич. Получивший художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в мастерской профессора Кормона в Париже, он начал реставрационную деятельность с 1900 года консерватором картинной галереи Публичного и Румянцевского музея. Поездки за границу позволили ему познакомиться с методами реставрации картин в крупнейших музеях Германии, Франции, Англии. Одним из первых в отечественной реставрационной практике он стал систематически применять способ Петенкофера для «осветления» картин (т.е. регенерацию лака парами спирта)12. За время работы в Румянцевском музее, а затем в Музее изящных искусств, М.К. Юхневич, будучи тяжело больным, в 1924-1929 годах привел в порядок большое число картин, многие из которых сегодня можно видеть в экспозиции, как, например, «Трапезу монахинь» и «Обучение сороки» А. Маньяско, «Святое семейство» Париса Бордоне, «Битву под Полтавой» Ж.М. Наттье и др. Н.И. Романов отмечал научность его принципов реставрации: «Не стремясь подновлять старую картину, М.К. Юхневич старался только лучше обеспечить ее сохранность и выявить ее первоначальный вид в тех случаях, когда картина была искажена позднейшими прописями. Эти принципы реставрационной работы вполне отвечали потребностям картинной галереи как научного учреждения, призванного хранить и изучать сокровища старой живописи»13.
Деятельность Василия Николаевича Яковлева в реставрационном отделе охватывает относительно небольшой период (1926–1932), в течение которого он с 1930 года занимал должность хранителя-реставратора картинной галереи и заведующего мастерской. Яковлев оставил заметный след в истории музея как яркая личность и талантливый художник-реставратор. Серьезное изучение классической европейской живописи за годы учения, преподавательской деятельности, работы в ЦГРМ, а особенно в процессе художественного творчества и копирования подлинников в музеях Европы14 позволили ему стать знатоком техники живописи старых мастеров. Он превосходно мог воспроизвести живописный стиль старой картины и, обладая веселым нравом, любил иногда подшутить над музейными сотрудниками своими имитациями. Научная постановка вопросов реставрации, индивидуальный подход к каждому произведению с целью максимального выявления и сохранения подлинного в нем – эти принципы были развиты В.Н. Яковлевым в практической работе и обобщены в его статьях, где он поднимал также вопрос о подготовке и воспитании молодых кадров грамотных реставраторов15.
Среди картин, отреставрированных Яковлевым, мы встречаем такие известные произведения, как «Смерть Дидоны» Дж.Б. Тьеполо, «Св. Иероним» Я. Пальмы Младшего, «Геркулес и Омфала» Ф. Буше, «Поругание Христа». Я. Мостарта, «Крещение» КорнелисаХарлемского. Реставрации двух последних картин выявили ранее скрытые записями существенные детали в композиции16. Он также принимал участие на первых стадиях реставрации «Фориарины» Джулио Романе.
В 1927 году комиссия ЦГРМ признала необходимым передублирование полотен «Александр перед телом Дария» Ф. Гварди и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта17. Картина Гварди уже в 1926 году подверглась незначительной реставрации, но состояние ее потребовало проведения более серьезных работ, которые и были выполнены Д.Ф. Богословским, М.К. Юхневичем и В.Н. Яковлевым. В 1932-1933 годах под руководством П.Д. Корина на картине были удалены желтый лак и записи, сделана живописная ретушь18.
В музейной практике повторные реставрации – нередкое явление, так как некоторые экспонаты по разным причинам склонны «болеть» и проявляют тенденцию к разрушению. Показательна история одного из шедевров ГМИИ – полотна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта. В музей картина попала, претерпев три серьезные реставрации, из которых последняя, проведенная в 1902 году немцем Хаузером, оказалась особенно пагубной. Воск, введенный в дублировочный грунт картины, ослаблял его связь с холстом, что вело к появлению вздутий на живописи. По этой причине В.Н. Яковлевым и М.К. Юхневичем была осуществлена передублировка19, и в течение двух десятилетий полотно находилось в удовлетворительном состоянии. Но уже в 50-е годы П.Д. Корин отметил вновь появившиеся вздутия красочного слоя20.
В начале 70-х годов этот процесс принял угрожающий характер, и было решено провести новую реставрацию картины, которую выполнил С.С. Чураков. Учившийся реставрации у П.Д. Корина, Степан Сергеевич Чураков принимал участие в 1931–1933 годах в реставрационных работах с картиной Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина». В предшествующие годы она неоднократно подвергалась незначительным реставрациям, но только последняя освободила полотно фламандского мастера от поздних записей и позволила вернуть ей первоначальный вид21.
Павел Дмитриевич Корин – целая эпоха в истории реставрационного отдела музея, которому он отдал тридцать лет своей жизни. Художник и реставратор – эти две профессии сочетались в его творческой деятельности, дополняя друг друга. Строгая требовательность реставратора к живописной технологии в собственных полотнах находила свое продолжение в его бережном, исполненном глубокого пиетета к высокому искусству, отношении художника к реставрируемым картинам. Предельно точный выбор средств и методов реставрации, совершенство ее исполнения делали работы П.Д. Корина безупречными. Авторитет его был непререкаем, роль в развитии советской реставрации – огромна. Молчаливый, казавшийся иногда замкнутым, Корин был человеком большой творческой энергии, находившей выражение в его многогранной деятельности. Все, что делал П.Д. Корин, да и сам его облик, когда он работал с лупой и скальпелем реставратора или стоял перед мольбертом с палитрой живописца, – были отмечены особым артистизмом, в основе которого лежали высокая духовная культура, талант и мастерство. Картины, отреставрированные П.Д. Кориным собственноручно, а также те произведения, которые реставрировались под его руководством, могли бы составить целую галерею. От знаменитой «Форнарины» музейного собрания до дрезденского «Динария кесаря» Тициана. И между этими работами – выдающиеся реставрации: «Портрет дамы» фламандского мастера XVII века, «Портрет кардинала Паллавичини» Себастьяно дель Пьомбо, «Выход эскадры в море», оказавшийся подписной работой Беллевойса, «Портрет папы Пия V», после реставрации приписанный кисти Пульцоне, и многие другие.
В 30-е годы в отделе шла напряженная работа по реставрации памятников из музейной коллекции и ГМНЗИ. Кроме того, приходилось приводить в порядок произведения, передаваемые периферийным музеям в связи с развернувшимся в стране культурным строительством. Много дел было при организации многочисленных выставок. В мастерских в это время работали зачисленные в штат музея либо на правах внештатных сотрудников и практикантов С.С. Уранова, Н.А. Пешкова, И.М. Блаватская.
В 1933 году в мастерскую реставрации скульптуры пришел М.А. Александровский, на 45 лет, связавший свою жизнь с музеем. Необычайно широк диапазон его деятельности, охватывающей практически все виды скульптуры и прикладного искусства. В тесном контакте с ГЦХНРМ имени И.Э. Грабаря Михаил Александрович осуществлял многочисленные экспериментальные работы по созданию эффективных способов очистки металла, клеящих составов, по консервации известняков. Огромный опыт и знания сделали его крупнейшим специалистом, известным в нашей стране и за рубежом.
Исключительная роль принадлежит музею в развитии отечественной реставрации графики. Еще в 1925 году с целью изучения вопросов хранения и реставрации графических работ в Берлин была командирована В.М. Невежина22. С 1927 года в Гравюрном кабинете, коллекция которого к тому времени насчитывала более 197 тысяч экземпляров, впервые начали проводиться работы с произведениями, исполненными на бумаге.
В.Н. Крылова, также стажировавшаяся в Германии23, первой стала осуществлять квалифицированные по тому времени монтировку и реставрацию гравюр и рисунков24. В 30-е годы к работе В.Н. Крыловой проявила живой интерес совсем молодая сотрудница фотолаборатории Е.А. Костикова. В свободное от работы время она помогала Крыловой, училась, накапливая знания и опыт в реставрации графики. Война прервала эти занятия. Но в 1948 году по рекомендации М.А. Александровского Елизавету Андреевну пригласили, как ученицу Крыловой, работать в ГЦХНРМ им. Грабаря. Создав там отдел реставрации графики, Е.А. Костикова превратила его в высшую школу реставрационной науки и мастерства, теперь широко известную за пределами нашей страны.
С началом Отечественной войны перед музеем встала задача по спасению его собраний. Уже на второй день войны по инициативе П.Д. Корина из залов картинной галереи были убраны в безопасное место наиболее ценные полотна25. Через две недели поступил приказ эвакуировать коллекции музея. Началась напряженнейшая работа по свертыванию экспозиции, упаковке и защите экспонатов. Вместе с хранителями и научными сотрудниками по 15 часов в сутки работали реставраторы. В течение десяти дней все памятники, предназначенные для эвакуации, были тщательно упакованы. Сопровождающим и хранителем огромных художественных ценностей, эвакуированных из крупнейших музеев страны, в числе других был назначен М.А. Александровский, успешно выполнивший задание по сохранению и последующей реэвакуации памятников. Суровые испытания и тяжелый труд выпали на долю сотрудников, спасавших оставшуюся в музее часть коллекции, составлявшую внушительную цифру в 267 000 предметов26. Их надо было уберечь от порчи и гибели в музейном здании, пострадавшем от взрыва фугасной бомбы, упавшей рядом. Самоотверженно боролись за спасение картин, скульптуры, ценнейших памятников Древнего Египта от всепроникающей сырости, холода и плесени реставраторы П.Д. и П.Т. Корины, Е.А. Болотникова, К.В. Барышников, В.Н. Крылова, осуществлявшая в начале войны фактическое руководство всей работой музея. Многие тысячи предметов искусства, нередко имевших немалый вес, переносились из одного помещения в другое, позволявшее хоть в какой-то мере оградить памятники от сырости. Сотни картин проветривались, просушивались, выносились в летнее время на короткий период на внешнюю колоннаду, чтобы облучением па солнце убить плесень. Египетские известняки были помещены под утепленный деревянный колпак с электрическим подогревом, позволявшим в зимнее время поддерживать там температуру выше 0°С. Для консультации и организации хранения древнеегипетских памятников в 1943 году М.А. Александровский был специально командирован из Новосибирска в Москву.
Несмотря на огромный объем работ, обусловленных чрезвычайными условиями военного времени, в музее, хотя и в ограниченной степени, продолжалась реставрационная деятельность. П.Д. Корин и его верная помощница - жена Прасковья Тихоновна Корина, ставшая еще в конце 30-х годов опытным музейным реставратором, помимо профилактических работ по очистке полотен от плесени вели сложные реставрации картин27. Делалось все возможное и невозможное в этой битве за спасение художественных ценностей. И музейные реставраторы вместе с остальными сотрудниками музея эту битву выиграли.
Самоотверженный труд реставраторов во время войны нашел достойное продолжение в послевоенные годы. Была проделана выдающаяся по своим масштабам и значению работа по приведению в порядок огромного числа художественных ценностей, спасенных советскими воинами и эвакуированных из лежащих в руинах городов Германии и Польши. В группе советских специалистов, которой было поручено вывезти найденные картины Дрезденской галереи, был С.С. Чураков, руководивший упаковкой произведений и сопровождавший их до музея. Подлинное спасение от грозившей им гибели многие дрезденские шедевры обрели в результате больших консервационных и реставраторских работ, проделанных П.Д. и П.Т. Кориными. В этих работах им помогал Б.М. Шахов, оборудовавший мастерскую реставрации живописи приспособлениями и приборами, которые используются и поныне. Огромное количество графических листов было очищено от грязи, сажи, плесени и подготовлено к передаче музеям ГДР и Польши реставраторами графики Е.А. Нечаевой и Н.М. Кнорре. Десятками тысяч исчислялись изделия прикладного искусства, прошедшие через руки М.А. Александровского, Е.А. Болотниковой, Н.И. Трофимова, прежде чем они были возвращены в ГДР.
Николай Иванович Трофимов, неизменно вызывавший глубокую симпатию у всех, кто хоть раз встретился с ним, имел поистине «золотые» руки. Подлинные чудеса творил этот «маг и волшебник» своими реставрациями, в результате которых бесформенные куски, покрытые коркой коррозии и грязи, распадались, превращаясь в крошечные серебряные монеты со всеми деталями чеканки на них. Именно такое чудесное превращение произошло с известным кладом брактеатов, хранящимся в нумизматической коллекции музея28.
Не прекращалась в это время и реставрация памятников из музейной коллекции. В полную меру она развернулась с середины 50-х годов. Наряду с практической реставрацией проводились исследовательские работы. М.А. Александровский и И.А. Касяненко занимались проблемами гальванопластики, обработки предметов из стекла, консервации известняков и глиняных таблеток, а также новыми в те годы вопросами применения полимерных материалов в реставрации. В мастерской графики был разработан интересный метод восстановления утрат на гравюрах29. Реставратором масляной живописи В.Н. Зиновьевой было проведено исследование восковых покрытий на полотнах Гогена.
В конце 50-х – начале 60-х годов обновляется состав реставрационного отдела. После П.Д. Корина его возглавил С.С. Чураков. Упомянем работавших в разное время в отделе опытных реставраторов Г.М. Ерхову, А.М. Серкова, Н.Д. Шладкову, А.Ф. Серепьева. Искусными руками последнего были восстановлены из руин превосходный инкрустированный кабинет эпохи Возрождения и другие предметы художественной мебели, украшающие экспозицию музея. Неоценимую помощь реставраторам в их работе оказывала Т.В. Касаткина – фотограф музея, много лет осуществлявшая фотофиксацию реставрационных процессов; выполненные ею превосходные фотографии сопровождают немало реставрационных паспортов.
В наши дни неизмеримо выросли требования, предъявляемые к реставрации, и ее научно-техническая оснащенность. Новые материалы и новые методы физических и химических исследований все шире начинают применяться реставраторами. Музей работает в контакте с ведущими реставрационными организациями – Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации и Всесоюзным научно-реставрационным центром им. Грабаря. С другой стороны, проблемы упаковки художественных ценностей, связанные с широким размахом выставочной работы, совершенствования научных экспертиз, обусловленные ростом музейной коллекции,а также новой технологией и материалами, используемыми современными художниками, и многое другое ставят новые задачи, решать которые должен будет реставрационный отдел музея. Достижения науки и техники позволяют справиться и со старыми проблемами, которые, несмотря на попытки, неоднократно предпринимавшиеся в течение семидесяти лет, так и остались нерешенными, в частности – проблемы консервации известняков и клинописных глиняных таблеток. Время настоятельно требует расширения и обновления научно-технической базы музейной реставрации и свидетельство тому – созданная в музее за последние годы рентгеновская лаборатория, существенно увеличившая возможности реставрационной и научно-исследовательской работы.
_____________
- АрхивГМИИ, отчет Музея изящных искусств при Московском университете за 1912 г. л. 7
- 5, 4, ед. хр. 304 л.5
- Там же
- Там же, л. 3
- Там же, отчет по художественно-редакционному отделу за 1923 г. л. 68
- Там же, отчет о работе музея за 1924 г., л. 26. Сухов В.Д. О реставрации фаюмских портретов. – Жизнь музея, 1926, № 2, с. 24
- Отчет о работе музея за 1922 г. л. 61
- 5, 1, ед. хр. 765 л.8, 25
- Там же , 575, 576 . Протокол заседания реставрационного совета от 21.01.1931 г.
- Блаватский В. Расчистка античных ваз в ГМИИ. Жизнь музея, 1930, август, с. 45
- Щербаков Н. Мраморный торс «Афродиты» Хвощинского. – Там же, 1925, № 1, с. 23
- 5, 4, е.х. 14-10
- Там же
- Е.х. 3
- Яковлев В.Н. К реставрации «Форнарины» Джулио Романо. – Жизнь музея. 1930, август, с. 68-76
- Романов Н.И. ... Жизнь музея. 1930, август, с. 72-76
- 5, 1, е.х. 684 л.9
- Там же е.х. 575, 576. Протокол от 29.01.1933 г.
- 5, 4, е.х. 14-10
- 5, 1, е.х. 2495.21
- Там же е.х. 575, 576. Протокол от. 4.02.1934
- Там же, отчет о работе музея за 1925. л. 54
- Там же, отчет о работе музея за 1927. л. 121
- 5, 1, е.х. 1710. Л. 9
- Там же. Пояснительная к отчету за 1943 г.
- 5, 1. Е.х. 1710, л. 11.28
- Там же. Е.х. 1998, л. 5-6. Протокол от 01.09.1955
- Кнорре Н.М. .......... Сообщение ВЦНИЛКР. Графика. Ч. 2. М., 1960 . с. 47-48